Деворатор начал тему иранских названий сторон света, но забросил её. Между тем, тема весьма интересная как в лингвистическом, так и историческом и культурологическом отношении.
Санскритская система сторон света известна своей доктринерской ориентированностью по отношению к смотрящему на восток: восток - "передний", юг - "правый", запад - "задний". Такая жёсткая система скорее исключение, хотя иранские названия не избежали ориентированности по наблюдателю.
Таблица 1
В авестийском языке названия сторон света стремятся обзавестись общим суффиксом сравнительной степени
-tara-, хотя зафиксированы и "первообразные" наименования. Восток и запад именуются соответственно "стороной зари" и "стороной тьмы/вечера". Юг - "сторона полудня", который именуется древним словом *
aram-pitu "приготовленная еда" (то есть, "обед"). С авест.
rapiθβitara- смыкается и хот.сак. rravya-, что подтверждает древность этого именования. Север - сторона нечистая и демоническая - именуется
apāxtara- "более задняя", то есть авестийская система сторон света ориентируется на юг, а не на восток.
Это подтверждают и согдийские данные: юг -
frāš < *
frāčya- "передний", север -
pāš < *
apāčya- "задний". Что касается широтного направления, то помимо востока
ušē ("сторона зари") имеются именования
восток:
əskē < *
uskāt- "верхний"
запад:
čāδar < *
hača-aδari "нижний"
то есть восток - где солнце поднимается вверх, запад - где опускается вниз.
Другая система объединяет согдийский и среднеперсидский. Юг именуется "полуднем" (согд.
nēmēθ, сред.перс.
nēmrōz), широтное направление трактуется как ход солнца:
восток - "появление солнца": согд.
xwarsan(ē), сред. перс.
xwarāsān
запад - "уход солнца": согд.
xwartəxiz, сред.перс.
xwarwarān / xwarōfrān
В согдийском зафиксировано также
δašnē wāt "южный ветер", свидетельствующее, что индийская система (с югом справа) не была чужда согдийцам. Непонятно, заимствование ли это из буддистской культуры или исконное. Вообще говоря, у иран. *
dašina- "правый", "справедливый" естественным образом положительные коннотации, смыкающиеся с авестийским выделением юга.
Между тем, в Индии мы видим положительное отношение к северу (стороне богов), и некоторым образом отрицательное - к югу (стороне умерших). Вряд ли его можно вывести из
dakṣiṇa- и ориентации на восток, но оно явно связано с поздневедическими "путём богов" (когда солнце двигается "на лето", к северу после зимнего солнцестояния) и "путём предков" (когда солнце двигается "на зиму", к югу после летнего солнцестояния).