Мифы легко трансформируются же, напр.: зеркало.
Раньше зеркало было "плохим", т.к. это было символом знати. Потом из-за влияния народного христианства это уже изменилось под своеобразные "двери" в тот мир. Сейчас же зеркало стало "высасывать" энергию из человека (и пр. бред).
Это просто эволюция (думаю, относительно натуральная) мифа, который чтоб выжить должен постоянно адаптироваться под современность. Смею предположить, что мистификация окружающего и попытка познать себя через некую сказоподобную долю неведомого куда больше влияет на человека, нежели кризисы обществ.
П.С. вспомнил слова Неклюдова (дословно не помню): суеверия остались жить и в наше время только из-за их легкости в соблюдении, ведь куда легче жить по правилам суеверий, нежели искать реальную причинно-следственную связь "реального" мира. Это как с изучением языков: нра - не нра. Понравилось суеверие - берешь себе, не понра - отбрасываешь.
(20-04-2014 10:17)Владимир писал(а): Жаль, что О. Христофорова не объяснила причин «проседания» массового сознания в 20-м в., и переход от преобладания позитивистского сознания к широкому распространению мифологического. Объяснения вроде «ужасы WWI & WWII» может подойти для Европы, но не для России, Ирана или арабского Ближнего Востока.
Могу ошибаться, но такого перехода не наблюдается в странах дальневосточного региона.
Ужасы войн, репрессий и кризисы в обществе, думаю, только подтолкнут людей в течения типо back to the roots. Реально же как-то и где-то (не говоря уже про почему-то) в людях заложен то ли комплекс, то ли нужда в поддержании жизни абстрактным и мистическим символам/знакам, особенно когда так быстро наука изменяется. Может быть это некая фобия перед демистификацией, ведь, если верить определенным психологам, в каждом из нах живет тот ребенок, которому сказки ближе реальности. Наука реально разрушает сказки, суеверия и пр. "отжитки" старого мышления. Видимо это какой-то страх заложен в нашем мозгу, либо это наш язык подталкивает нас к такому мышлению. Не знаю что точно, но думаю, что человек всегда будет склонен в мистику, нежели в науку. Легче жить в мире мифов, легенд и сказаний с суевериями, чем пытаться понять акустику с оптикой и пр. виды перцептивных наук.