Создать тему  Создать ответ 
Семитская нунация/мимация
25-01-2014, 15:26    
Сообщение: #1
Devorator linguarum

Senior Member
Сообщений: 559
Зарегистрирован: 03.10.12

Семитская нунация/мимация
Откуда она взялась? Почему в арабском часть слов в неопределенном состоянии не нунируется, да еще и генитив у них не отличается от аккузатива? Такое противопоставление - чисто арабская придумка (чтобы учить было труднее ;)), или в древних языках типа аккадского оно тоже было? :???
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
27-01-2014, 00:22    
Сообщение: #2
ʕálī ḥsḗn

Moderator
Сообщений: 722
Зарегистрирован: 25.09.12

RE: Семитская нунация/мимация
Мимация/нунация – праязыковое явление. Скорее всего, она выполняла некую детерминирующую функцию. Характерно, что мимация/нунация отсутствовала у вершинного имени в сопряженной конструкции, которое было определено несогласованным определением.

Двухпадежное склонение в арабском ограничено несколькими группами слов: именами собственными (особенно неарабского происхождения), некоторыми адъективными моделями, формами ломаного мн.ч. и окончаниями ж.р. < *-ay, -āʔ < *-āy. Формальная параллель этому склонению существовала в угаритском языке, где так же могли склоняться имена собственные (многие из которых несемитского происхождения). Если эта общая черта арабского и угаритского имеет генетическую природу, то ее можно возвести лишь до центральносемитского уровня. То, что в обоих языках этот тип склонения присутствует прежде всего у имен собственных (одновременно с отсутствием мимации/нунации), может быть связано с их смысловой определенностью.

dɛ jʃɛmtɛl sɒk’ɒt’rijəh swə jəfɒz
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
27-01-2014, 16:09    
Сообщение: #3
Devorator linguarum

Senior Member
Сообщений: 559
Зарегистрирован: 03.10.12

RE: Семитская нунация/мимация
А есть ли какое-то объяснение, почему в одних языках нунация, а в других мимация? И почему арабы не пишут свою нунацию нормальными буквами, а или (если отвлечься от диакритик) пропускают, или вообще пишут в аккузативе -ā вместо -an?
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
27-01-2014, 21:18    
Сообщение: #4
ʕálī ḥsḗn

Moderator
Сообщений: 722
Зарегистрирован: 25.09.12

 
Варианты сочетаний мимации, нунации или их отсутствия по языкам самые разнообразные.

Для дв.ч. следует восстанавливать нунацию (акк. им.п. -ān, косв.п. -īn, араб. им.п. -āni, косв.п. -ayni, библ.-арам. -ayin). То, что в угаритском и ханаанейских им соответствуют формы с мимацией ( *-aymi > др.-евр. -ayim), объясняется выравниванием по мн.ч.

В ед.ч. первичной является мимация. Ее следы прослеживаются в аккадском, южноаравийских эпиграфических, ханаанейских и даже в арабском и арамейском в виде единичных реликтов (араб. ʔibnum- ‘сын’, араб. fam-, арам. pūm ‘рот’). Можно предположить, что причиной широкому распространению нунации в арабском (и, возможно, также в праарамейском) послужил переход -m# > -n#, ср. распределение рефлексов союза *šim ‘если’: акк. šumma (< *šim=ma), угар. hm, др.-евр. ʔim, саб. hm, но имп.-арам. hn, араб. ʔin.

Для мн.ч. по системным соображениям также следует восстанавливать мимацию. В таком случае окончания мн.ч. диахронически можно будет интерпретировать как удлинение соотв. падежных окончаний в ед.ч.: им.п. -um-ūma, косв.п. -im-īma (ср. ж.р. ед.ч. -at, мн.ч. -āt).

dɛ jʃɛmtɛl sɒk’ɒt’rijəh swə jəfɒz
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
27-01-2014, 21:24    
Сообщение: #5
ʕálī ḥsḗn

Moderator
Сообщений: 722
Зарегистрирован: 25.09.12

RE: Семитская нунация/мимация
(27-01-2014 16:09)Devorator linguarum писал(а):  И почему арабы не пишут свою нунацию нормальными буквами, а или (если отвлечься от диакритик) пропускают, или вообще пишут в аккузативе -ā вместо -an?

Классическая орфографическая норма основывается на орфографии Корана, которая имеет другую диалектную основу. Недостающие элементы восполнялись диакритикой (падежные окончания, гортанная смычка, -t в показателе ж.р. у имен и т.д.).

dɛ jʃɛmtɛl sɒk’ɒt’rijəh swə jəfɒz
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
27-01-2014, 23:17    
Сообщение: #6
Devorator linguarum

Senior Member
Сообщений: 559
Зарегистрирован: 03.10.12

RE: Семитская нунация/мимация
Т.е. в диалекте Корана такие окончания уже были утрачены (а аккузатив -an был заменен на -ā), в то время как в других диалектах того времени еще сохранялись? :???
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
27-01-2014, 23:33    
Сообщение: #7
ʕálī ḥsḗn

Moderator
Сообщений: 722
Зарегистрирован: 25.09.12

RE: Семитская нунация/мимация
Как-то так, да.

dɛ jʃɛmtɛl sɒk’ɒt’rijəh swə jəfɒz
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
29-01-2014, 15:18    
Сообщение: #8
Devorator linguarum

Senior Member
Сообщений: 559
Зарегистрирован: 03.10.12

RE: Семитская нунация/мимация
Интересно, а в арабских формах типа bilād- "страна", мн.ч. buldān- или kaslān- "ленивый", ж.р. kaslā, мн.ч. kasālā добавочное -n имеет что-то общее с нунацией, или это исторически никак не связанные суффиксы?
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
30-01-2014, 00:03    
Сообщение: #9
ʕálī ḥsḗn

Moderator
Сообщений: 722
Зарегистрирован: 25.09.12

RE: Семитская нунация/мимация
Начну с того, что само слово bilād- является формой мн.ч. от balad- ‘город’ (< лат. palatium). Соответственно, buldān- – мн.ч. от мн.ч. (есть такая категория в арабском). Этот суффиксальный -ān сопоставляют с аналогичными показателями мн.ч. в аккадском и геезе (ср. еще арам. -ān в мн.ч. ж.р.) с той разницей, что в арабском он сопровождается апофонией.

С парой kaslān-kaslā еще интереснее, поскольку -Vn здесь может являться реликтовым показателем мужского рода. В семитских это противопоставление выражено слабо, но вот хорошо представлено в западночадских (в том же хауса, например).

dɛ jʃɛmtɛl sɒk’ɒt’rijəh swə jəfɒz
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
Создать ответ 


Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)