Создать тему  Создать ответ 
О новом взгляде на историю пермского вокализма
08-01-2014, 19:00    
Сообщение: #1
Владимир

Moderator
Сообщений: 3027
Зарегистрирован: 17.06.12

О новом взгляде на историю пермского вокализма
   В работе «Новый взгляд на историю пермского вокализма» ( http://www.iling-ran.ru/Normanskaya/normanskaya/14.pdf ) Ю.В. Норманская делает попытку объяснить развитие гласных в пермской ветви FU языков на основе предположения о подвижности ударения в общепермскую эпоху. В качестве основы реконструкции берётся коми-язьвинская акцентуация:
Цитата:Мы полностью согласны с реконструкцией прапермского подвижного ударения, которое без изменения сохранилось в коми-язьвинском диалекте.
   Напомню вкратце, о чём идёт речь. Корневые гласные [a], [o], [ɵ] (графически ö, этот звук лабиализован в отличие от коми-зырянского [ɘ]), [e] всегда удерживают на себе ударение при словоизменении и словообразовании:
па́ськɵм «одежда» - па́сьтасьнɵ «одеваться»; вö́л «лошадь» - вö́лъез «лошади» (pl).
   Корневая гласная, обозначаемая буквой ɵ (гласная средне-заднего ряда, нижне-среднего подъёма, неогубленная), не удерживает на себе ударения:
лɵм «снег» - лɵми́сь «из снега» (Elat.) - лɵмъя́ «снежный».
   Гласные [i], [u] и [y] (графически ӱ) удерживают на себе ударение, лишь в том случае, если этим гласным в других пермских языках соответсвуют более широкие (к.-я. у соответсвует о, к.-я. ӱ —  ö или о, к.-я. и соответсвует э), которые происходят из общепермских закрытых согласных. Иначе говоря, ударение в коми-язьвинском диалекте при словообразовании и словоизменении не удерживается на исконных узких гласных.
   Спроецировав коми-язьвинскую акцентуации на общепермский уровень, Ю.В. Норманская рассматривает зависимость рефлексов FU гласных в современных пермских языках как в зависимости от места ударения (корневая гласная или гласная основы), так и от гласной основы (а-, ä- или е-основы). Автор также оговаривается, что рассматривает только т.н. непалатализующие основы, т.е. основы, не содержащие палатальных согласных.

śeχereśada ńenza jawna heχewaʔ hańaʧejʰ merʰ tewŋgunaʔ
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
08-01-2014, 19:17    
Сообщение: #2
Владимир

Moderator
Сообщений: 3027
Зарегистрирован: 17.06.12

 
   U/FU/FP *i

   а-основы, ударение на корне.

   В качестве примеров приводятся сравнения:
а) коми веж «зелёный; зависть», к.-я. виж «жёлтый», ви́жɵктинɵ «ревновать», удм. вож «зелёный; ревность» < общеперм. *viš < FP *wiša. Ср. фин. viha «гнев, злоба», vihreä «зелёный».
   Отмечу, что обычно в общепермскую праформу реконструируют в таких случаях с закрытым e̯ в корне: *ve̯žɜ;
b) коми потш «жердь», потшöс «изгородь», к.-я. по́тшпъян «шест», удм. пуӵ «жердь» < общеперм. *poč < FU *piča. Ср. фин. piha «двор».
   Также в качестве примеров на подобное развитие приводится коми созор «огрех в ткани (место, просвечивающее из-за пропуска нити)», к.-я. со́зɵр «двойная нитка основы, брак», удм. сузэр «младшая сестра» < общеперм. *sozVr < FP *sisare ~ *sesare ~ *sasare. Ср. фин. sisar «сестра».
   К сожалению, нет никаких объяснений, почему в первом случае FU *i сохраняется (или даёт e̯  по традиционной реконструкции), а в другом переходит в о (закрытое о̯ традиционно). Кроме того пример с удм. сузэр ~ фин. sisar не кажется слишком удачным, поскольку в пермских это может быть иранизмом, а в прибалтийско-финских заимствранием из балтских.
   Также автор не рассмотрел случаи сохранения *i:
коми сіт «навоз, кал», удм. сӥть тж., эст. sitt тж. < FP *sitta
коми удор. ри «шест в ловушке», фин. rita «ловушка» < FP *rita
   Примеров а-основ с ударением на гласный основы нет.  

   е-основы, ударение на корне.

коми удор., лузск.-лет. перыд «быстрый проворный», к.-я. пе́рта «быстро» < общеперм. *perit < FP *pirV. Ср. фин. piristää «бодрить, освежать».
Как видно, рефлекс совпадает со случаем а) а-основ.

   е-основы, ударение на гласный основы.

коми шыр «мышь», к.-я. шɵр (шɵрɵ́н, шɵри́с) тж., удм. шыр тж. < общеперм. *šůr < U *šiŋere. Ср. фин. hiiri тж.
Не очень удачный пример на мой взгляд, поскольку имело место выпадение ŋ, ещё такой же пример на стяжение: коми, удм. кын «мёрзлый» < общеперм. *kůn(m) < FP *kilmä. Ср. фин. kylmä «холодный», эрз. кельмезь «мёрзлый».
   Также не упомянуты случаи сохранения *i:
коми, удм. ним «имя», фин. nimi тж. (< U *nime)
коми из-ки «жёрнов», фин. kivi «камень» (< U *kiwe)
коми вит «пять», удм. вить тж., фин. viisi тж. (< FU *witte)
коми, удм. нин «лыко», фин. niini тж. (< FP *nine).

   Ю.В. Норманская не рассматривает непалатализующие ä-основы, видимо, потому, что их рефлексов очень мало в пермских языках. Но они есть согласно UEW:
коми вöнь «пояс», фин. vyö «ремень» < U *wiŋä
коми пöжны «тушить, парить», удм. пыжыны «печь» < FU *pišä
Это похоже на рефлексы общепермского закрытого o̯̊ (коми вöр «лес», удм. выр «возвышенность» ~ фин. vuori «гора»).

   С другой стороны:
коми, удм. юм «тесто на солоде» (коми верхневычегод. юмол «сладкий») фин. imelä «сладкий» < FP *jimä(lä)
коми керавны «рубить», к.-я. кéралнɵ тж., удм. кораны тж., эрз. керямс тж., мар (л) кыраш «бить» < FP kirä.
Последнее развитие совпадает со случаем а) а-основ.

śeχereśada ńenza jawna heχewaʔ hańaʧejʰ merʰ tewŋgunaʔ
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
09-01-2014, 17:20    
Сообщение: #3
Devorator linguarum

Senior Member
Сообщений: 559
Зарегистрирован: 03.10.12

 
Offtop
Раскрою небольшой секрет. В следующем выпуске питерского альманаха "Вопросы уралистики", который вообще-то должен был еще в прошлом году выйти, но по состоянию перед Новым Годом застрял в редакции на стадии сборки макета, ожидается весьма ругательный разбор "нового взгляда". Цитата оттуда:

Spoiler:

Цитата:По мнению Ю.В. Норманской, существование подвижного ударения в прапермском языке, совпадающего с ударением в современном коми-язьвинском диалекте, было доказано впервые М. Гейслером [Geisler 2005]. М. Гейслер действительно говорит о таком ударении при объяснении пермской синкопы, но считает его вторичным, сменившим более древнее ударение, фиксированное на первом слоге. Идея о том, что это ударение присутствовало в пермской ветви с древнейшей эпохи, принадлежит самой Ю.В. Норманской, которая аргументирует ее наличием аналогичного ударения в волжско-финском праязыке, что вроде бы позволяет предполагать его существование и в являющемся предковым для обеих ветвей прафинно-пермском.

По-видимому, Ю.В. Норманской остается неизвестным, что коми-язьвинское ударение является хотя и разноместным, но лишь ограниченно фонологизированным, зависящим от фонетического состава слова, и его вторичность легко устанавливается даже не выходя за пределы коми языковой области. Если исключить из рассмотрения заимствованную лексику, правила постановки ударения в большинстве случаев определяются звуковым составом слова: если в первом слоге многосложных слов находятся неузкие гласные a, o, ȯ, e, они всегда принимают на себя ударение, а гласный ɵ, который в коми-язьвинском принадлежит к среднему подъему, но в других диалектах ему обычно соответствует узкий i̮, всегда отталкивает ударение на последующий слог, если такой в слове присутствует. Как ударными, так и безударными в многосложных словах могут быть только коми-язьвинские узкие гласные u, u̇, i [Лыткин 1961: 33-34]. Они притягивают ударение, если в других коми диалектах им соответствуют неузкие o, e̮, e, и отталкивают его, если в других коми диалектах им соответствуют узкие u, i. Отсюда легко реконструируется прежнее состояние, в котором неузкие гласные всегда притягивали ударение, а узкие отталкивали. Затем некоторые ранее неузкие гласные сузились, что и привело к сложению современной язьвинской качественно-вокальной акцентуации [Лыткин 1957: 106]. В близком коми-язьвинскому оньковском говоре коми-пермяцкого языка представлено даже более архаичное состояние подобной акцентуации, потому что сужение гласных в нем не произошло, и место ударения всецело определяется синхронным качеством гласных [Лыткин 1955: 26-27; Баталова 1990: 30-33], т.е., по существу, оньковская качественно-вокальная акцентуация является предковой для коми-язьвинской. Видимо, ранее такая система была распространены в коми ареале достаточно широко, потому что разноместное морфонологизированное ударение, обнаруживаемое в большинстве коми-пермяцких диалектов, также может быть возведено к качественно-вокальному [Лыткин 1957: 107-108]. Тем не менее, вторичность в пермских языках ударения коми-язьвинского типа совершенно очевидна. <...>

Незнание этого факта привело к тому, что вся картина исторических взаимосвязей вокализма и акцентуации пермских языков в интерпретации Ю.В. Норманской оказалась повернутой с ног на голову. Вместо требуемого языковым материалом выведения места ударения из качества гласных она качество гласных определяет ударением. Но если выдвинутая в работе 2009 г. гипотеза о древности пермского ударения в контексте предполагаемой связи с реконструированной финно-волжской акцентуацией была хотя бы логичной, то теперь, когда Ю.В. Норманская от идеи о такой связи отказалась, эта логичность полностью утрачивается. Ведь отказываясь от реконструкции принимаемого М. Гейслером древнего ударения на первом слоге, которое, по его мнению, предшествовало развитию акцентуации коми-язьвинского типа, Ю.В. Норманская аргументировала это решение как раз вероятностью восхождения как пермского, так и финно-волжского ударения к прафинно-пермской системе. А они оказались к единому источнику не сводимы. Таким образом, гипотеза о влиянии на развитие пермского вокализма каких-то прафинно-пермских акцентуационных факторов должна быть отвергнута.
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
10-01-2014, 03:47    
Сообщение: #4
Wildnorth

Junior Member
Сообщений: 24
Зарегистрирован: 02.01.14

RE: О новом взгляде на историю пермского вокализма
(08-01-2014 19:00)Владимир писал(а):  Иначе говоря, ударение в коми-язьвинском диалекте при словообразовании и словоизменении не удерживается на исконных узких гласных.
Занятно - аналогия с потерей ударения праславянскими редуцированными напрашивается сама собой.

Кстати, как-то давно я смотрел не очень полный список доминантных/рецессивных суффиксов по Дыбо и мне показалось, что в вокализме рецессивных преобладают бемольные гласные (а,о,у), а среди доминантных - диезные (и,е) и йот. Тут ситуация получается обратная. Хотя конечно железной дистрибуции там не наблюдалось.
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
10-01-2014, 15:15    
Сообщение: #5
Devorator linguarum

Senior Member
Сообщений: 559
Зарегистрирован: 03.10.12

RE: О новом взгляде на историю пермского вокализма
Коми-язьвинское ударение явно сформировалось в контексте древних ареальных взаимовлияний. Похожие явления есть во многих языках Поволжья - марийском, мокшанском, чувашском, а также в осетинском, который сейчас на Кавказе, но тоже исторически отсюда. В принципе на славянский, особенно восточнославянский ареал какие-то влияния тоже могли распространяться.
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
10-01-2014, 18:45    
Сообщение: #6
I. G.

Розовый кардинал
Сообщений: 1713
Зарегистрирован: 17.06.12

RE: О новом взгляде на историю пермского вокализма
"Создание мультимедийных словарей самодийских языков", рук. - Норманская Ю.В.
Новое направление деятельности.


狐狸
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
11-01-2014, 20:15    
Сообщение: #7
Владимир

Moderator
Сообщений: 3027
Зарегистрирован: 17.06.12

RE: О новом взгляде на историю пермского вокализма
(09-01-2014 17:20)Devorator linguarum писал(а):  Раскрою небольшой секрет. В следующем выпуске питерского альманаха "Вопросы уралистики", который вообще-то должен был еще в прошлом году выйти, но по состоянию перед Новым Годом застрял в редакции на стадии сборки макета, ожидается весьма ругательный разбор "нового взгляда".
Спасибо за наводку, обязательно почитаю.

(10-01-2014 15:15)Devorator linguarum писал(а):  Коми-язьвинское ударение явно сформировалось в контексте древних ареальных взаимовлияний. Похожие явления есть во многих языках Поволжья - марийском, мокшанском, чувашском, а также в осетинском, который сейчас на Кавказе, но тоже исторически отсюда.
Мокшанская акцентуация действительно похожа на коми-язьвинскую. Гласные u, i, ə не могут быть ударными, если в слове имеются гласные a, ä, e или о. Причём о всегда ударный. Если в слове из гласных выступают только u, i, ə, то ударение падает на первый слог.

śeχereśada ńenza jawna heχewaʔ hańaʧejʰ merʰ tewŋgunaʔ
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
11-01-2014, 20:27    
Сообщение: #8
Владимир

Moderator
Сообщений: 3027
Зарегистрирован: 17.06.12

RE: О новом взгляде на историю пермского вокализма
   U/FU/FP *a

   а-основы, ударение на корне.

   Ю.В. Норманская полагает, что в общепермский период *а перешёл в открытый *о, который дал [о] в коми и [u] в удмуртском и коми-язьвинском. В качестве примеров приводятся:
коми комöл «корка пирога», к.-я. ку́миль «кожура», удм. кумель «кора на лыке» общеперм. *ko̥m < U *kama, ср. фин. kamara «толстый кожный покров»
коми гоз «пара», к.-я. гу́зъя «супруги», удм. куз «пара» < общеперм. *ko̥z < FP *kansa. Ср. фин. kansa «народ».
Но К. Редеи специально оговаривается, что финское слово может быть германизмом (Gth hansa «множество, народ, отряд»).
С первым примером тоже не совсем понятно, в венг. когнатах hámlani «шелушиться», hámlozni «очищать от кожуры» анлаутный h- говорит о том, что исходный гласный был заднего ряда.

   а-основы, ударение на гласный основы.

   В этом случае по Норманской рефлексом является [u] в обоих пермских языках.
коми курыд «горький», к.-я. курɵ́т тж., удм.курыт тж. < общеперм. *kurit < FU *karwa. Ср. фин. karvas тж.
Сюда же мус «печень», турун «трава», улын «под» и др.

   е-основы, ударение на гласный основы.

   В этом случае общепермским рефлексом выступил ů, кторый потерял лабиализацию в обоих пермских языках.
коми гырысь «крупный, большой», к.-я. гɵри́сь тж, удм. гырезь «сырой, недоваренный (т.е. твёрдый)» < общеперм. *gůr < FP *karkV. Ср. фин. karkea «грубый, жёсткий, грубый».

   е-основы, ударения на корневой гласный.

   Примеров нет.

   Хотелось бы ещё обратить внимание на то, что автор не рассмотрел случаи сохрания корневого а:
коми ан «нёбо», к.-ижем. анлес «десна», удм. ан «челюсть» ~ венг. áll «подбородок»;
коми гатш, удм. гаӵоло «навзничь» ~ саам. кильд. кāhтӭ «покрывать, накрывать»;
коми, рас «роща» ~ фин. rasi «несгоревшая часть леса при подсеке»;
коми варыш «ястреб, коршун», к.-я. ва́риш тж., удм. варыш «ястреб» ~ мар. л. варáш «ястреб».

   Есть ещё несколько слов, где в коми корневой а сохраняется, а в удмуртском ему соответствует у. В таких случаях в общепермском традиционно реконструирую лабиализованный а̊. Напр.,
коми важ, удм. вуж «старый» ~ фин. vanha тж.
коми мам, удм. мумы «мать» ~ вепс. mam тж.
Этот фон. процесс затронул и некоторые заимствования,
коми тасьтi, удм. тусьты «чашка, миска» из среднеперс. tašt, или из авест. taštəm «чаша»,

śeχereśada ńenza jawna heχewaʔ hańaʧejʰ merʰ tewŋgunaʔ
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
Создать ответ 


Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)