Создать тему  Создать ответ 
СЗ башкиры: этническая идентичность
28-11-2013, 19:57    
Сообщение: #1
Боровик

Senior Member
Сообщений: 354
Зарегистрирован: 14.01.13

 
Итак, исследуем интересный случай "пограничной" этнической самоидентификации
Цитата:Лишенное привилегий башкирское сообщество пережило болезненный кризис идентичности, особенно на фоне преуспевших в мусульманской духовности и учености соседей-татар. Было время, когда переселявшиеся с Волги татары становились припущенниками во владениях башкир и звались тептярями. Ныне ситуация изменилась, и поблекший военносословный статус башкир уступил первенство культурно-религиозному статусу татар. Как отмечает Д. М. Исхаков, прежде в разделении тюркоязычных групп Урала на татар и башкир существенную роль играл административный фактор: «оказавшиеся в Кунгурском уезде стали ясашными и получили название “ясашных татар”, а попавшие в ведомство г. Уфы… были наделены вотчинными правами и именовались “башкирами”». Во второй половине XIX в. многие башкиры стали считать себя татарами, а к концу столетия в состав уральских татар вошли 124 тыс. башкир, 4,3 тыс. бесермян и несколько тысяч чувашей [9].

Без учета этих обстоятельств демографическим казусом выглядит резкий спад численности башкир и соответствующий прирост уральских татар в начале ХХ в... равно как и последующие «поиски идентичности» среди уральских тюркоязычных групп. Жители ряда деревень..., которые прежде определялись «по сословию — башкирами, а по национальности — татарами», в переписи 1926 г. отнесли себя к татарам...  Проблемы самоидентификации привели к тому, что численность башкир и их поселений с течением времени упала, а татар, наоборот, возросла. В ряде мест возникли сообщества, которые предпочли выбор не одной, в сдвоенной идентичности — например, жители Тулвинского поречья, называющие себя башкирскими татарами или татарскими башкирами. Как полагает А. В. Черных, «этническое самосознание тулвинских татар и башкир является двойственным и многоуровневым по своей структуре. Причинами, повлиявшими на становление сложной структуры этнического самосознания, следует считать многокомпонентный характер формирования группы и сложную социальную структуру ее населения (вотчинники и припущенники)» [11]. По переписи 2002 г., в нескольких уральских селениях (например, Уфа-Шигири) на месте татар вновь стали появляться башкиры, и связано это с этнической переориентацией отдельных представителей сельской интеллигенции. Соседям невдомек, что происходит с идентичностью башкир и татар. По словам русской жительницы Красноуфимского района, нынче у них «все перемешалось… Они могут зваться башкирами и быть татарами, или зваться татарами и быть башкирами»
http://ethnobs.ru/library/237/_aview_b19645
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
28-11-2013, 20:04    
Сообщение: #2
Боровик

Senior Member
Сообщений: 354
Зарегистрирован: 14.01.13

RE: СЗ башкиры: этническая идентичность
Мы говорим о населении так называемого северо-запада Башкортостана
[Изображение: Tatars_in_Bashkortostan_%28census_2002%29.svg]
(Карта из вики, требует отдельных комментариев)
и тюркского населения Пермского края - гайнинских и тулвинских башкир
(карты пока нет)
а также небольшой группы башкир в Свердловской области
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
28-11-2013, 20:24    
Сообщение: #3
Боровик

Senior Member
Сообщений: 354
Зарегистрирован: 14.01.13

 
Цитата:соотношение башкир и татар сильно менялось в течение XX в...
В течение первого периода (1897-1939 гг.) доля населения, считавшего себя башкирами, сократилась наполовину, в то время как абсолютная численность башкир снизилась на четверть. Татарское население возросло более чем в 3 раза, а его доля в населении республики увеличилась с 11 до 25 % [2]. Затем наступила относительная стабилизация, однако в 1979-1989 гг. башкиры сократились на 70000 чел., а татары увеличились на 180000 чел. Местные этнологи считают, что причиной этого является вовсе не миграция и не различия в естественном приросте населения. Многие башкиры в это время стали считать себя татарами. Почему же это произошло?

Чтобы разобраться в закулисных механизмах перемен этничности у башкир и татар, необходимо выяснить, где это явление происходило чаще всего. Анализ статистических данных показывает, что национальная принадлежность населения Башкортостана в целом в XX в. была относительно устойчивой, а изменения этничности происходили главным образом на его северо-западе. Так как рядом проходит граница с Татарстаном, не удивительно, что эти земли являются родными для большинства татар республики... Здесь также проживает много башкир, говорящих по-татарски. Их зафиксировала перепись 1926 г., впервые выделившая национальность и родной язык в отдельные категории. Начиная с этого времени численность и доля тaтароязычных башкир постоянно сокращалась...
Откуда взялись татароязычные башкиры? Как они совмещали свое башкирское самосознание с использованием в качестве родного татарского языка, несмотря на все попытки коммунистического режима добиться единства этих признаков? И как они вели себя, когда все же изменяли свою этничность? Начинали ли они считать себя после этого татарами или переходили на башкирский язык, как и положено настоящим башкирам?


Прикрепления
.pdf  + Горенбург Д. - Перемена нацпринадлежности в Башкортостане (1999).pdf (Размер: 388.71 Кб / Загрузок: 3165)
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
28-11-2013, 20:31    
Сообщение: #4
Боровик

Senior Member
Сообщений: 354
Зарегистрирован: 14.01.13

RE:
Ну и продублирую своё сообщение в другой теме, с которого обсуждение и началось

Цитата:Прежде всего, следует отметить, что этническая идентичность значительной части исследованных башкир оказалась амбивалентной, двойственной... Более четверти опрошенных башкир полностью считали себя татарами, и более половины башкир считали себя башкирами лишь отчасти. Чтобы оценить значение этого результата, надо учесть, что до сих пор большинство авторов, писавших об этом регионе, решали вопрос об этнической принадлежности тюркоязычного населения с дихотомической позиции (башкиры они или татары?). Отдельные авторы употребляли термины «татаро-башкиры» или «башкиро-татары», тем самым делая акцент на культурном единстве этого населения и вынося за скобки проблему его этнической самоидентификации.
http://www.hse.ru//data/2011/12/07/12746...onogra.pdf
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
28-11-2013, 21:55    
Сообщение: #5
Oleg

Moderator
Сообщений: 590
Зарегистрирован: 17.06.12

RE: СЗ башкиры: этническая идентичность
(28-11-2013 19:57)Боровик писал(а):  В ряде мест возникли сообщества, которые предпочли выбор не одной, в сдвоенной идентичности — например, жители Тулвинского поречья, называющие себя башкирскими татарами или татарскими башкирами.
Вообще говоря, множественные идентичности это более "нормальное" состояние, чем строгая эксклюзивность эпохи национализма. После того как устранили систему обязательного "выбора" определенной национальности, людей, завявляющих о своей двойной идентичности стало заметно больше.

Широкая электрификація южныхъ губерній дастъ мощный толчокъ подъёму сельскаго хозяйства.
Вебсайт Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
04-12-2013, 12:23    
Сообщение: #6
Боровик

Senior Member
Сообщений: 354
Зарегистрирован: 14.01.13

 
Восток современного Татарстана, вообще говоря, тоже является темой этого разговора. Местные говоры мало отличаются (а генетически практически идентичны) от говоров сопредельных районов СЗ Башкортостана.

Теперь цитата.
Цитата:Исторические источники и лингвистический материал свидетельствуют, что вплоть до XVIII века территория распространения башкирского языка охватывала некоторые юго-восточные районы современного Татарстана, непосредственно примыкающие к Башкирии. Местные татарские говоры сохраняют ряд специфичных признаков, характерных только для башкирского языка. Вплоть до XVIII века летние кочевья башкир доходили до Мензелинского района на севере и Лениногорского на юге современной Татарии. Позднее в связи с массовым оседанием территории бывших летовок башкиры начали продавать, и на этих землях стали поселяться татарские, чувашские, марийские припущенники.
СИГТЯ Рег. реконструкции. стр 257.

Итак, популярная точка зрения: идиомы исследуемого региона (восток совр. Татарстана, север и запад Башкортостана, язык башкир совр. Пермского края) "были татаризированы" в результате массового переселения сюда народа из Казанской губернии в 17-19 веках.

Однако, здесь есть подмена понятий: понятие "фактический (родной) язык" подменяется понятием "язык заявленной народности / национальности".

Подмена неявно происходит в умозаключении: коренное население региона до XX века называло себя башкирами, следовательно оно говорило по-башкирски.

Однако, как я понимаю, нет исторических источников, из которых бы явствовало, что в обсуждаемом регионе вообще когда-либо говорили по-башкирски в современном понимании этого термина.

Я полагаю, что местные идиомы на протяжении веков сохраняли свои характерные черты, которыми им свойственны по сей день.

До советского периода не было современных понятий "татарский" и "башкирский язык". Башкирским по определению считался "язык башкир".

При СССР эти два понятия возникли, сформировались современные литературные языки, и в этот момент оказалось, что язык коренного населения исследуемого региона в своих основных чертах идентичен или очень близок к татарскому безотносительно к нацидентичности носителей.

Дальнейшее развитие коллизии описано выше.
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
04-12-2013, 12:54    
Сообщение: #7
Боровик

Senior Member
Сообщений: 354
Зарегистрирован: 14.01.13

 
Влияние языка казанских переселенцев на местные, безусловно, было, однако его не стоит переоценивать. Идиомы данного региона изначально, генетически, были более близки к казанско-татарскому, хотя и демонстрируют при этом отдельные специфично башкирские черты. Во многих из них виден камско-булгарский субстрат, близкий к субстрату, на котором вырос язык казанцев.

Если расмотреть случаи миграции казанцев на собственно башкироязычные территории (т.е. вне СЗ Башкортостана), то окажется, что их языковое влияние было ограниченным.
Могу привести примеры, когда потомки переселенцев из Казанской губ. в такие башкирские районы,
а) со временем полностью перешли на местный диалект башкирского (при этом идентифицируя себя, в разных случаях, татарами или башкирами), или
б) испытали частичную языковую ассимиляцию со стороны башкирского.

Также могу привести случай, когда несколько башкироязычных сёл веками сохраняют свой язык на западе Башкортостана, в окружении татарского языка. Т.е. ситуация вполне равновесная.

Эти аргументы я привожу, чтобы оспорить популярную модель "татаризации СЗ Башкортостана вследствие массовой миграции со Средней Волги".
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
07-12-2013, 20:40    
Сообщение: #8
Антиромантик

Генеральный секретарь тюркологии
Сообщений: 1520
Зарегистрирован: 15.07.12

RE: СЗ башкиры: этническая идентичность
Вот тот случай, когда в качестве контрольных вопросов подходят формы слов 7 и утка.

Здесь что-то скоро будет...
Вебсайт Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
11-12-2013, 11:43    
Сообщение: #9
Боровик

Senior Member
Сообщений: 354
Зарегистрирован: 14.01.13

RE: СЗ башкиры: этническая идентичность
(07-12-2013 20:40)Антиромантик писал(а):  Вот тот случай, когда в качестве контрольных вопросов подходят формы слов 7 и утка.
Проблема разграничения языков в данном случае не стоит. С позиций лингвистики всё прозрачно. Для проведения языковой границы достаточно двух самых простых и прямолинейных критериев - рефлексы общетюркских с и ч.
Предлагаемые вами ухищрения излишни. Могу показать, почему они ещё и не идеальны.

Проблема здесь в том, что лингвистика вообще говоря несамостоятельна при определении языковых границ и действует с оглядкой на экстралингв. факторы, такие как этническое самосознание говорящих на языке, а также учитывает политические факторы.
Тут вся петрушка в том, что языковая граница не совпадает с этнической, и это состояние существовало много раньше того момента, когда были определены и осознанны понятия "башкирский" и "татарский язык".
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
11-12-2013, 12:03    
Сообщение: #10
Боровик

Senior Member
Сообщений: 354
Зарегистрирован: 14.01.13

RE: СЗ башкиры: этническая идентичность
На обывательском уровне, довольно глючно впервые слышать, когда человек из e.g. Альшеевского района Башкортостана говорит вполне по-татарски: без - чын башкортлар "мы - настоящие башкиры", а при дополнительных вопросах наглядно демонстрирует это на уровне своей семьи, рода, шежере, предъявляет буквально всю традиционную башкирскую атрибутику, связанную с этнич. самоидентификацией.

Интересным образом, республиканские татароязычные СМИ стремятся обслуживать обе идентичности. Необычно читать, например, в газете Өмет "Надежда", выпускаемой в Уфе на татарском:
патшаларга башын имәгәнне, башкаларга башкорт баш имәс "если уж не склонили голову перед падишахами, перед остальными башкир голову не склонит".
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
Создать ответ 


Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)