Создать тему  Создать ответ 
Этнография: смерть в понимании людей
03-01-2013, 14:18    
Сообщение: #21
Ickander

Moderator
Сообщений: 425
Зарегистрирован: 18.08.12

RE: Этнография: смерть в понимании людей
Интерпретации в духе «наверно древние икс-цы думали, когда лепили этот горшок, что… » — самое последнее дело на Земле.
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
03-01-2013, 19:31    
Сообщение: #22
Маркоман

Member
Сообщений: 124
Зарегистрирован: 31.12.12

RE: Этнография: смерть в понимании людей
(19-11-2012 16:40)Котэ писал(а):  Соотношение понятий о космосе (звезды, планеты, астрология) у этноса.
Этноастрология!
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
03-01-2013, 19:39    
Сообщение: #23
Oleg

Moderator
Сообщений: 590
Зарегистрирован: 17.06.12

RE: Этнография: смерть в понимании людей
(03-01-2013 19:31)Маркоман писал(а):  Этноастрология!
Этноастрономия (Ethnoastronomy) же. И такое направление действительно существует, изучает представление о небесных объектах и феноменах в различных культурах, как правило, примитивных.

Широкая электрификація южныхъ губерній дастъ мощный толчокъ подъёму сельскаго хозяйства.
Вебсайт Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
03-01-2013, 20:51    
Сообщение: #24
Котэ

Moderator
Сообщений: 588
Зарегистрирован: 17.06.12

RE: Этнография: смерть в понимании людей
Если брать русскую терминологию, то это народная астрономия. Насколько мне известно, в русской этнологии народную астрономию не выделяют в "отдельную" ветвь исследования явлений у этносов. В Литве такой раздел я видел только у Вайшкунаса. Профессиональные этнологи не выделяют народную астрономию, а исследуют ее в вместе с другими народными знаниями (народная метрология, метеорология, медицина, и пр.).


No mercy for the guilty
Bring down their lying sun
Blood so silver black by night
Upon their faces pale white

Cruel moon, bring the end
The dawn will never rise again.
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
03-01-2013, 22:04    
Сообщение: #25
Ellidi

Junior Member
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 02.01.13

RE: Этнография: смерть в понимании людей
(03-01-2013 14:09)Oleg писал(а):  
(03-01-2013 02:43)Ellidi писал(а):  Считается, что представление о смерти у фракийцев связывается с радостью от освобождения от жизни.
Откуда это известно? Есть письменные свидетельства, с описанием обрядов, раскрывающие их смысл?
О смысле и вообще о представлениях фракийцев о жизни и смерти писал Геродот. Его цитирует архиепископ Булгар:
в «Рассуждении против ужасов смерти» арх. Е. Булгар писал(а):Итак, жизнь, а не смерть должна быть поводом к плачу [...]. Сию истину все принимали язычники. Древние фракийцы, по свидетельству Геродота [...], самым опытом оправдали сию истину. Они при рождении младенца совершали печальные обряды и произносили жалостные вопли; а при смерти торжествовали, веселились и воспевали то блаженство, которым умерший скоро будет наслаждаться.
Согласно архиепископу «кавказцы, по свидетельству Страбона», точно так же относились к жизни и смерти, но не совсем понятно, какие кавказцы, потому что кавказских народов много. Другие народы, у которых засвидетельствовано подобное отношение к жизни и смерти, известны?
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
03-01-2013, 23:06    
Сообщение: #26
Flavia

Senior Member
Сообщений: 579
Зарегистрирован: 13.11.12

RE: Этнография: смерть в понимании людей
(03-01-2013 14:18)Ickander писал(а):  Интерпретации в духе «наверно древние икс-цы думали, когда лепили этот горшок, что… » — самое последнее дело на Земле.
Нормальная интерпретация. Иначе откуда бы мы знали о религиях палеолита, например.

Je suis un Ange déchu.
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
03-01-2013, 23:34    
Сообщение: #27
Oleg

Moderator
Сообщений: 590
Зарегистрирован: 17.06.12

RE: Этнография: смерть в понимании людей
(03-01-2013 23:06)Flavia писал(а):  Нормальная интерпретация. Иначе откуда бы мы знали о религиях палеолита, например.
Какой смысл в "знаниях", получаемых методом гадания на кофейной гуще? Я, конечно, утрирую, но это зачастую примерно так и есть. Поэтому труЪ археологи очень не любят таким гаданием заниматься. В подавляющем большинстве случаев у нас есть только результат обряда, причем только его "материальная" часть. Что происходило в процессе погребения и какой смысл в это действо вкладывался - не известно, контекста мы не знаем. Проверить это нечем, машины времени нет...

Конечно, догадки лучше, чем вообще ничего, но и относиться к ним надо как к догадкам, а не достоверному знанию.

Широкая электрификація южныхъ губерній дастъ мощный толчокъ подъёму сельскаго хозяйства.
Вебсайт Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
03-01-2013, 23:58    
Сообщение: #28
Oleg

Moderator
Сообщений: 590
Зарегистрирован: 17.06.12

RE: Этнография: смерть в понимании людей
(03-01-2013 22:04)Ellidi писал(а):  О смысле и вообще о представлениях фракийцев о жизни и смерти писал Геродот. Его цитирует архиепископ Булгар:

Зачем ссылаться на Геродота в пересказе Рабиновича какого-то архиепископа? Оригинал вполн доступен:

Spoiler:


Цитата:3. Народ фракийский после индийцев — самый многочисленный на земле. Будь фракийцы только единодушны и под властью одного владыки, то, я думаю, они были бы непобедимы и куда могущественнее всех народов. Но так как они никогда не могли прийти к единодушию, то в этом-то и коренилась их слабость. Племена их в каждой местности носят особые названия. Нравы и обычаи у всех одинаковы, кроме гетов, травсов и племен, живущих севернее крестонеев.

4. О деяниях гетов и их вере в бессмертие я уже рассказывал. Образ жизни травсов в общем такой же, как и у других фракийских племен. Только обычаи при рождении и кончине у них особенные. А именно, вот какие. [При рождении] родные усаживаются вокруг новорожденного младенца и горюют о том, сколько бедствий ему предстоит еще перенести в жизни. При этом перечисляют все людские горести и заботы. Напротив, погребение покойников у них проходит с шутками и весельем. Ведь мертвые, [по мнению гетов], уже избавились от всех жизненных зол и печалей и ведут радостную и блаженную жизнь.

5. У племен же, обитающих севернее крестонеев, существует вот какой обычай. Когда кто-нибудь из племени умирает, то его жены (а у всех их много жен) начинают жаркий спор (при ревностном участии друзей): какую из них покойник-муж любил больше всех. Разрешив спор, мужчины и женщины осыпают супругу-избранницу похвалами и ближайшие родственники закалывают ее на могиле и затем предают земле вместе с супругом. Остальные же жены сильно горюют, [что выбор пал не на них]: ведь это для них — величайший позор6.

6. Обычаи прочих фракийцев вот какие: детей своих они продают на чужбину. [Целомудрия] девушек они не хранят, позволяя им вступать в сношение с любым мужчиной. Напротив, [верность] замужних женщин строго соблюдают и покупают себе жен у родителей за большие деньги. Татуировка [на теле] считается у них [признаком] благородства. У кого ее нет, тот не принадлежит к благородным. Человек, проводящий время в праздности, пользуется у них большим почетом. Напротив, к земледельцу они относятся с величайшим презрением. Наиболее почетной они считают жизнь воина и разбойника. Таковы самые замечательные их обычаи.

7. Богов фракийцы чтут только трех: Ареса, Диониса и Артемиду. А их цари (в отличие от остального народа) больше всех богов почитают Гермеса и клянутся только им. По их словам, и сами они произошли от Гермеса.

8. Погребальные обряды богатых фракийцев вот какие. Тело покойника выставляют на три дня. При этом закалывают жертвенных животных всякого рода и после погребальных воплей устраивают тризну. Затем тело сжигают или иным способом предают земле и, насыпав курган, устраивают различные состязания. Высшие награды назначаются за единоборство, смотря по важности [состязания]. Это погребальные обычаи фракийцев.
Цитата:93. Не доходя еще до Истра, Дарий сперва покорил гетов, которые считают себя бессмертными. Фракийцы же из Сальмидесса и живущие севернее Аполлонии и города Месамбрии, называемые скирмиадами и нипсеями, подчинились Дарию без боя. Однако геты, самые храбрые и честные среди фракийцев, оказали царю вооруженное сопротивление, но тотчас же были покорены.

94. Что касается веры гетов в бессмертие, то она состоит вот в чем. По их мнению, они не умирают, но покойник отходит к богу Салмоксису (иные зовут его также Гебелейзисом). Каждые пять лет геты посылают к Салмоксису вестника, выбранного по жребию, с поручением передать богу все, в чем они нуждаются в данное время. Посылают же вестника они так. Выстроившись в ряд, одни держат наготове три метательных копья, другие же хватают вестника к Салмоксису за руки и за ноги и затем подбрасывают в воздух, так что он падает на копья. Если он умирает, пронзенный копьями, то это считается знаком божьей милости, если же нет, то обвиняют самого вестника. Его объявляют злодеем, а к богу отправляют затем другого человека. Тем не менее поручения ему дают еще при жизни. Эти же самые фракийские племена во время грозы, когда сверкает молния, пускают стрелы в небо и угрожают богу, так как вовсе не признают иного бога, кроме своего.

95. Впрочем, как я слышал от эллинов, живущих на Геллеспонте и на Понте, этот Салмоксис был человеком, рабом на Самосе, а именно рабом Пифагора, сына Мнесарха. Потом, став свободным, приобрел великое богатство и с ним возвратился на родину. Фракийцы влачили тогда жалкое существование и были несколько глуповаты. Салмоксис познакомился с ионийским образом жизни и обычаями, более утонченными, чем фракийские, так как ему пришлось общаться с величайшим эллинским мудрецом Пифагором. Салмоксис велел устроить обеденный покой для мужчин, куда приглашал на угощение знатнейших горожан. При этом он доказывал друзьям, что ни сам он, ни они — его гости и даже их отдаленные потомки никогда не умрут, но перейдут в такую обитель, где их ожидает вечная жизнь и блаженство. Между тем, устраивая упомянутые угощения с такими речами, Салмоксис велел соорудить для себя подземный покой. Когда этот покой был готов, Салмоксис исчез из среды фракийцев, спустился в подземелье и там жил три года. Фракийцы же страстно тосковали по нем и оплакивали как умершего. На четвертый год, однако, Салмоксис вновь явился фракийцам, и те, таким образом, уверовали в его учение.

96. Вот что совершил Салмоксис, по словам фракийцев. Что до меня, то я и не отвергаю рассказа о нем и о подземелье, но и не слишком-то в это верю. Все же я полагаю, что этот Салмоксис жил за много лет до Пифагора. Впрочем, был ли вообще Салмоксис человеком или каким-либо местным божеством гетов, не будем больше говорить о нем.

Это практически все "этнографические" сведения о фракийцах у Геродота. Важно здесь то, что обычай радоваться смерти он приписывает только одному фракийскому племени, противопоставляя обряды этого племени другим. Ну и традиционно: не будем забывать, что Геродот сообщает сведения, полученные из из вторых, а то и третьих рук и насколько эти рассказы видоизменялись и искажались, пока дошли до Геродота, - большой вопрос.

Широкая электрификація южныхъ губерній дастъ мощный толчокъ подъёму сельскаго хозяйства.
Вебсайт Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
04-01-2013, 13:53    
Сообщение: #29
Котэ

Moderator
Сообщений: 588
Зарегистрирован: 17.06.12

RE: Этнография: смерть в понимании людей
(03-01-2013 23:06)Flavia писал(а):  Нормальная интерпретация. Иначе откуда бы мы знали о религиях палеолита, например.
Слишком громко сказано, если иметь в виду ограниченность источников по определенным регионам.


No mercy for the guilty
Bring down their lying sun
Blood so silver black by night
Upon their faces pale white

Cruel moon, bring the end
The dawn will never rise again.
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
04-01-2013, 14:13    
Сообщение: #30
Bʰudʰ

Member
Сообщений: 188
Зарегистрирован: 23.10.12

RE: Этнография: смерть в понимании людей
Offtop
(03-01-2013 23:58)Oleg писал(а):  не будем забывать, что Геродот сообщает сведения, полученные из из вторых, а то и третьих рук
Ну не все, не все… Зря он, что ли, в Скифию попёрся?

Исполнитель роли Терминатора по решению суда сменил фамилию на Афроамериканоафроамериканец.
В противном случае артисту грозил штраф в $1.723 млрд.
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
Создать ответ 


Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)