Классификация самодийских языков и сценарии распада праязыка
Традиционно самодийские языки подразделяют на северные (ненецкий, энецкий и нганасанский) и южные, в которых выделяют селькупский и саяно-самодийские языки (камасинский, маторский, койбальский, карагасский, тайгийский и сойотский). Эта схема подразумевает отражение истории дивергенции самодийских языков. Однако лингвистические данные говорят скорее об иной картине их отношений. В работе Е.А. Хелимского «Древнейшие венгерско-самодийские языковые параллели (лингвистическая и этногенетическая интерпретация)» предпринята попытка иной классификации самодийских языков.
В северносамодийской подгруппе взаимоотношения трёх языков говорят о постепенности их дивергенции, так лексикостатистика показывает высокую долю совпадений между энецким и обоими другими языками (72% - 75%) при значительно меньшем совпадении между ненецким и нганасанским (62%), ряд переходных явлений обнаруживается в энецкой фонетике и морфологии. Также показателен переходный характер юрацкого (старого диалекта лесных ненцев). Это позволяет предполагать, что в приполярную область проник единый этнос носителей северносамодийского языка, а выделение языков-потомков (ненецкого, энецкого и нганасанского) произошло уже позднее за счёт углублявшейся дифференциации диалектов в различных частях нынешней территории северных самодийцев.
Совсем иная картина имеет место в южной подгруппе. Тщательное сопоставление данных о маторском, тайгийском и карагасском языках позволяет сделать вывод, что они являлись легко взаимопонимаемыми диалектами одного и того же самодийского языка, который условно можно назвать маторо-тайгийско-карагасским (МТК); аналогично, койбальский можно считать диалектом камасинского языка, отделённым пространством и временем (койбалы тюркизировались в нач. 19 в., и сейчас это один из хакасских диалектов). Доля совпадений между селькупским, камасинским и МТК не превышает 59% и составляет в среднем 56%, что близко к доле совпадений каждого из этих языков к северносамодийской подгруппе (57% в среднем). Соответственно южносамодийские изоглоссы являются не инновациями, а архаизмами уральского периода, а наличие селькупско-камасинских или камасинско-МТК лексических изоглосс уравновешивается наличием изоглосс, которые объединяют какой-либо из этих языков с северносамодийскими. Показательно также отсутствие фонетических и морфологических инноваций, характерных лишь для южносамодийской подгруппы (единственное исключение – некоторое сходство камасинской и селькупской глагольных систем). Поэтому можно считать, что самодийские языки представлены четырьмя подгруппами (северносамодийской, селькупской, камасинской и МТК), степень сходства между которыми примерно одинакова, а связывающих подгрупп не обнаруживается.
Таким образом, имеет место ситуация, принципиально отличная от ситуации с северносамодийскими: нет указаний на постепенный характер дивергенции, связанной с расширением территории распространения праязыка. Скорее это ситуация резкого распада относительно единой прасамодийской языковой общности, сразу и целиком оборвавшего связи между её отдельными частями. По-видимому, такой распад не мог произойти без внешнего воздействия, связанного с великим переселением народов, которым для предполагаемой прародины самодийцев (район к северу от Алтайского и Саянского нагорья) могло послужить проникновение гуннов в Хакасско-Минусинскую котловину.
śeχereśada ńenza jawna heχewaʔ hańaʧejʰ merʰ tewŋgunaʔ
|