Создать тему  Создать ответ 
"Экзотические явления в этимологии", РГГУ (видео)
16-10-2012, 23:50    
Сообщение: #1
Галл

Cōnsul
Сообщений: 1399
Зарегистрирован: 21.09.12

"Экзотические явления в этимологии", РГГУ (видео)
Круглый стол "Экзотические явления в этимологии"
Докладчики: Г.С. Старостин, О.А. Мудрак, В.А. Дыбо, А.В. Дыбо, И.А. Грунтов, К.Ю. Решетников, Е.В. Коровина, Л.Е. Коган, О.В. Столбова

http://www.youtube.com/watch?v=AMk1BPFAzVo
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
18-10-2012, 19:01    
Сообщение: #2
ʕálī ḥsḗn

Moderator
Сообщений: 722
Зарегистрирован: 25.09.12

RE: "Экзотические явления в этимологии", РГГУ (видео)
Небольшое дополнение к выступлению Л.Е. Когана (с 30-й минуты). Махрийским и джиббалийским терминам для дедушки и бабушки (Mhr. ʔōm, ʔāmēt, Jib. ʕom, aʕīt) на Сокотре соответствует вариант с метатезой:

Цитата:В.В. Наумкин, В.Я. Порхомовский, Системы и термины родства на Сокотре и в Махре // Scripta Yemenica: Исследования по Южной Аравии. М., 2004, с. 257–272
Для обозначения родственников второго восходящего поколения и далее используются следующие термины:
mā‘a, дв.ч. mā‘i, мн.ч. má‘hin ‘дедушка’. Леслау приводит mó‘о, дв.ч. mo‘ohi, мн.ч. m‘emáyhon ‘предок’ ...
Слово mā‘а обозначает в сокотрийском и деда по отцу, и деда по матери. Для того чтобы различать их, используются описательные конструкции: bēbe dího d-bēbe ‘отец моего отца’ и bēbe dího d-bíyyo ‘отец моей матери’. Принадлежность для mā‘а выражается с помощью частицы di: díse mā‘a ‘ее дед’. Описательным способом образуются и названия предков старших поколений, например mā‘a di d-bēbe ‘прадед’, mā‘а di d-mā‘á  ‘прапрадед’ и т.п. Существует еще выражение mā‘а má‘hin – буквально ‘дед дедов’, т.е. ‘предок, прародитель’.

dɛ jʃɛmtɛl sɒk’ɒt’rijəh swə jəfɒz
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
27-10-2012, 13:20    
Сообщение: #3
Галл

Cōnsul
Сообщений: 1399
Зарегистрирован: 21.09.12

RE: "Экзотические явления в этимологии", РГГУ (видео)
По поводу taŋri:
Е. Хелимский, "Происхождение древнетюркского чередования r~z и дилемма «ротацизма-зетацизма»" писал(а):(23) АТ täŋiz ‘море’ ~ АТ täŋri ‘небо, бог’, täŋirkän ‘священнослужитель у тюрок-немусульман’. Фонетическим обоснованием этой новой этимологии тюркского теонима, неоднократно обсуждавшегося в этимологической литературе, служит формулируемое в этой статье правило чередования z ~ r. Чрезвычайно важную семантическую аналогию дают монгольские языки, ср. п.-монг. dalai ‘море’ и ‘великий, вселенский, верховный’.
Соответственно, Хелимский предлагает реконcтруировать в данном корне *ŕ. Насколько это убедительно, особенно учитывая разнобой ä/a, о котором говорила А. В. Дыбо?
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
24-12-2014, 18:42    
Сообщение: #4
ʕálī ḥsḗn

Moderator
Сообщений: 722
Зарегистрирован: 25.09.12

RE: "Экзотические явления в этимологии", РГГУ (видео)
(18-10-2012 19:01)ʕálī ḥsḗn писал(а):  Махрийским и джиббалийским терминам для дедушки и бабушки... на Сокотре соответствует вариант с метатезой
В неопубликованном глоссарии самого Л.Е. Когана, который был составлен в ходе работы с информантами, слово выглядит как mɔ́ʕa (du. mɔʕáyhi, pl. mɛmáʕyhon) ‘grand-father’.

dɛ jʃɛmtɛl sɒk’ɒt’rijəh swə jəfɒz
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
13-01-2015, 01:14    
Сообщение: #5
Антиромантик

Генеральный секретарь тюркологии
Сообщений: 1520
Зарегистрирован: 15.07.12

RE: "Экзотические явления в этимологии", РГГУ (видео)
(27-10-2012 13:20)Галл писал(а):  По поводу taŋri:
Е. Хелимский, "Происхождение древнетюркского чередования r~z и дилемма «ротацизма-зетацизма»" писал(а):(23) АТ täŋiz ‘море’ ~ АТ täŋri ‘небо, бог’, täŋirkän ‘священнослужитель у тюрок-немусульман’. Фонетическим обоснованием этой новой этимологии тюркского теонима, неоднократно обсуждавшегося в этимологической литературе, служит формулируемое в этой статье правило чередования z ~ r. Чрезвычайно важную важную семантическую аналогию дают монгольские языки, ср. п.-монг. dalai ‘море’ и ‘великий, вселенский, верховный’.
Соответственно, Хелимский предлагает реконcтруировать в данном корне *ŕ. Насколько это убедительно, особенно учитывая разнобой ä/a, о котором говорила А. В. Дыбо?
Ну ... мы видим, что в булгарском различались по ряду taŋri > чувашское тур 'бог' и täŋir > венгерское tenger.

Здесь что-то скоро будет...
Вебсайт Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
Создать ответ 


Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)