Создать тему  Создать ответ 
Семиотика: континентальная философия и теории значений в коммуникации
20-06-2019, 15:12    
Сообщение: #1
Котэ

Moderator
Сообщений: 589
Зарегистрирован: 17.06.12

 
Ну давайте, поехали!

Для начала советую ознакомиться с феноменологией, т.к. феноменологическая редукция (составление лимитов анализа для исследуемого знакового феномена) очень важна во французской семиотике (особенно в структурализме, в постструктурализме - принцип исследования неподдающихся структурализму феноменов и последущая деконструкция знаковых систем). Не только из-за редукции феноменология важна; следует иметь в виду, что феноменологическая традиция расширенно представляет проблему опыта, понимания опыта, понимание Другого, тела (а не плоти) и интерсубъективности. Интерсубъективность важна для семиоза и без нее очень сложно представить человеческий мир как мир знаков, а не коммуникации (коммуникация в семиотике занимает маленькую часть целого).

https://www.youtube.com/playlist?list=PL...kPXIMMBXyw

Сам обучаюсь в рамках европейской семиотрадиции, но главный рабочий метод - А. Ю. Греймаса. Любая европейская семиотика, даже такая, какая она представлена у У. Эко, начинается с феноменологии.
Советую начать с просмотра всех этих "лекций", ну и потом, если такие найдутся, может попытаться обсудить дальнейший план.

Честно признаюсь - я очень слаб в методе представленном Ч. С. Пирсом, если что-нибудь кто-нибудь знает, то кидайте сюда. Так к слову, база семиотики У. Эко на пирсианском методе, но все же нельзя это назвать сугубо американской семиотикой у Эко. Семиотика Эко очень тесно связана с интертекстуальностью, но не в таком понимании, как это у Бахтина, Риффатерро или Барта. Интертекстуальность Эко контекстуальна и "энциклопедична".


No mercy for the guilty
Bring down their lying sun
Blood so silver black by night
Upon their faces pale white

Cruel moon, bring the end
The dawn will never rise again.
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
19-07-2019, 12:33    
Сообщение: #2
Котэ

Moderator
Сообщений: 589
Зарегистрирован: 17.06.12

 
http://anthropology.ru/ru/text/alieva-ch...mhaydegger
Феноменология: Э.Гуссерль и М.Хайдеггер
"Призыв «возвращение к самим вещам» означал их рассмотрение без вмешательства или диктата какой-либо научной теории или системы так, как они непосредственно даны сознанию в их сущности. Необходимо исходить из того, что имеются различного рода сущности (физические, ментальные, логические, математические, социальные, эстетические и т.д.). Согласно данной позиции, феноменология является учением о сущностях и их отношениях, которые постигаются формами нечувственного познания или интуицией."

"В Логических Исследованиях он (Гуссерль) пытается прояснить статус логических понятий посредством их непосредственного рассмотрения в опытах утверждения, доказательства, оценки, заключения. Гуссерль утверждает, что для того, чтобы философски прояснить абстрактные математические и логические понятия, необходимо их рассмотреть в данностях опыта, где они непосредственно нам даны. Здесь опыт как непосредственное переживание является основанием для критерия адекватности и истинности тех или иных понятий. Гуссерль называет такое «опытное» рассмотрение понятий феноменологическим. На данном этапе феноменологическое исследование представляет собой чисто описательный, наглядный процесс, нейтральный по отношению к метафизике. Центральное понятие феноменологии Гуссерля — понятие интенциональности. Оно представляет сущность и сущностную структуру сознания, которая проявляется в направленности сознания на объект. Сознание в своих различных модусах есть всегда сознание чего-то или сознание о чем-то. Так мышление есть мысль о чем-то, восприятие есть восприятие чего-то, воображение есть воображение чего-то и т.д. Гуссерль называет различные модусы сознания интенциональными переживаниями или актами, каждый из которых имеет свои особенности. Он описывает различные способы, в которых сознание относит себя к объектам в логическом мышлении, оценочном, в восприятии, воображении, воспоминании."

"Центральной темой трансцендентальной феноменологии является трансцендентальное сознание или субъективность. Феноменология описывает его как сущностную структуру. Кроме того, феноменология представляет мир как универсальный горизонт показывающихся сущностей. В этой связи Гуссерль говорит о «естественном состоянии» и его беспристрастном философском отражении. Предложенный Гуссерлем трансцендентально-феноменологический метод как перво-субъектное отражение сознания состоит из двух этапов:

1. эйдетическая редукция, в процессе которой отражающий фокус перемещается с фактов на сущности;
2. феноменологическая или трансцендентальная редукция, «заключающая в скобки» объекты с целью их рассмотрения как имеющих значения.
Вся реальность рассматривается в пределах тех значений и смыслов, которые она имеет для сознания. Истинно то, что мир трансцендирует, то есть превосходит какие-либо пределы, а потому не может быть сведен к сознанию, которое мы имеем об этом мире. Но мир имеет значения и смыслы, которые даруются ему сознанием. Феноменология интересуется, каким образом мир приобретает эти значения и смыслы; что значит трансцендентальность мира и трансцендентальность сознания, субъекта, эго."

"Гуссерль утверждает, что мир, а также человеческое бытие конституируются в трансцендентальной субъективности. Сознание, субъект, эго называются трансцендентальными поскольку рассматриваются в смысл- дарующем отношении к трансцендентальному миру. В сознании конституируются не вещи, а значения и смыслы через которые сознание подразумевает эти вещи. Таким образом, трансцендентальная феноменология есть описание сущностных структур конституирования мира в трансцендентальной субъективности. В более позднем творчестве Гуссерля присутствуют такие темы как временность, интерсубъективность, историчность."

"Феноменологию Хайдеггера в определенном смысле можно определить как герменевтическую. Он рассматривает феноменологию как метод онтологии, учения Бытия о бытии. Хайдеггер говорит о феноменологии человеческого бытия (Dasein). Человеческое бытие или существование таково, что оно понимает свое собственное бытие и одновременно бытие других сущностей. Цель Бытия и Времени Хайдеггера заключается в описании того, как человеческое бытие имеет дело со смыслами своего собственного бытия. Вопрос о смысле бытия раскрывается через человеческое бытие, при котором возможен сам вопрос о смысле. Хайдеггер описывает отношение к самому себе в терминах интерпретации и понимания, что придает его феноменологии герменевтическую и экзистенциальную направленность. Интенциональная жизнь конституирования, образования значений и смыслов связана с практической жизнью, с каждодневным бытием в этом мире. Для человеческого бытия мир является прежде всего сферой практических действий в осуществлении человеческих проектов. Социальный мир, бытие с другими также представляет практический мир, в котором люди отождествляются со своими социальными ролями."

"Феноменология Хайдеггера является герменевтической в том смысле, что она заключается в интерпретации, концептуальном раскрытии человеческого понимания бытия. Бытие есть бытие в мире, оно — не трансцендентальное эго вне мира. Концепция человеческого бытия как бытия в мире представляет попытку преодолеть субъект — объектную дихотомию."

"П. Рикер в своих исследованиях по символизму зла отмечает, что моральный и религиозный опыт людей закодирован в символических терминах и задача философии — их объяснение. Так, он изучает психоанализ Зигмунда Фрейда как герменевтику снов и бессознательного, а также изучает литературный язык (метафоры, повести) и его философские подтексты. Идею Гуссерля о феноменологии как учение о жизненном мире и живом опыте поддерживает французский мыслитель — М. Мерло-Понти. Он также развивает свою феноменологию восприятия или экзистенциальную феноменологию. Одна из его центральных тем — феноменология тела. Восприятие как основная форма человеческого опытам не может быть понято в абстракции от тела. Тело должно быть понято как перво-субъектное живое тело, находящееся в мире и направленное к миру. Согласно Мерло-Понти интенциональность как направленность и как конституирование значений и смыслов не должна быть ограниченна только лишь сферой сознания. Если М. Хайдеггер обнаруживает интенциональность в практическом субъекте человеческих проектов, то Мерло-Понти помещает интенциональность в тело субъекта. Как и Хайдеггер, Мерло-Понти полагает, что восприятие и понимание жизненного мира как мира жизни без его научно-идеологических интерпретаций и объективистских взглядов является основанием для всех высших форм познания и всех концепций реальности."

https://sites.google.com/site/materialyp...m/home/—-1


No mercy for the guilty
Bring down their lying sun
Blood so silver black by night
Upon their faces pale white

Cruel moon, bring the end
The dawn will never rise again.
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
07-11-2019, 20:30    
Сообщение: #3
Котэ

Moderator
Сообщений: 589
Зарегистрирован: 17.06.12

 
Наброски для семиотики котлет:
обзор и анализ концепта котлеты: что такое котлета? как она выглядит? что такое некотлета? как некотлета выглядит? из чего состоит котлета, а некотлета? как продукты должны быть "по-котлетски" совмещены в общность котлеты? из чего состоит котлета и некотлета?

психосоциальная и культурная роль концепта котлеты и котлета как идеологема: какая идеология прячется в котлете? что значит котлета социуму мясоедов, немясоедов? как котлета может стать медиумом ностальгии? как котлета может опрессировать субъектов?
какая роль индустрии массовой индустрии производства котлет и в каких эта индустрия отношениях с котлетами ручной работы?
что в детской культуре значит котлета? что - во взрослой?

давайте рассмотривать котлету как со стороны субъекта, так и со стороны объекта


No mercy for the guilty
Bring down their lying sun
Blood so silver black by night
Upon their faces pale white

Cruel moon, bring the end
The dawn will never rise again.
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
Создать ответ 


Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)