Gaeilgeóir
Moderator
Сообщений: 1497
Зарегистрирован: 25.10.12
|
Эта модель была бы приемлима, если бы не 2 обстоятельства:
1. Исследователи семитских языков неоднократно поднимали вопрос о происхождении "долгих" гласных. Особенно это стало актуально после триумфа ларингальной теории, которая ликвидировала все долгие гласные прото-ие. языка.
2. Дьяконов убедительно показал, что "краткие" согласные семитских языков не являются самостоятельными фонемами в системе имени (их историческая несамостоятельность в сфере глагола общепринята):
А) *u чаще всего является позиционным вариантом *i в окружении губных. Есть слова-исключения, самое знаменитое из которых, наверное, слово *'uðn- 'ухо', что не меняет факта, что подавляющее большинство *u всё-таки объясняется фонетикой слова. Это косвенно подтверждается ещё и тем, что для слов, которые "нарушают" правило в каких-то конкретных языках, чаще всего есть "правильные" варианты в других, так появляютя дублеты: 'imm- ~ 'umm-, šim- ~ šum- и т.д. Таким образом функциональная нагрузка гласных здесь исключительно низкая.
Б) по крайней мере для некоторых словообразовательных моделей (самая важная среди которых, несомненно pars- / pirs-), ему удалось показать, что даже распределение *а vs *i/u не является независимым. В около 75% случаев выбор гласной определяется качеством второй согласной: перед сонорными и полугласными выступает *а: *kalb- собака, *bajt- дом, *mawt- смерть. Если же сначала идет взрывная, а потом сонорная, то выбирается *i: *rigl- нога, *ri'm- дикий бык.
Продолжая второй пункт, хочу заметить, что такое селективное обращение с сонорными видно и в берберских. На примере тамазихта (средний Атлас, Марокко): если фонологически слово состоит из 2 согласных, то есть 2 варианта событий:
1) если первая согласная не сонорная, то разбиваем по общему принципу (см. выше): /t?s?/ смеяться = [t?ës? ], где ? обозначил фарингализацию согласной
2) если же она сонорная, то можно как в пункте 1), а можно и поставить шва в начале слова: /ns/ переночевать = [nës] ~ [ëns].
Второй вариант более чем любопытен, так как кажется, что он нарушает принцип, что слог не может оканчиваться двумя согласными. Неслучайно, некоторые исследователи категорически несогласны с такой трактовкой и предполагают тут скорее слоговой сонант, который практически неотличим на слух от шва + сонорный.
Используя эту модель, можно для пра-семитского предположить, что то, что на фонетическом уровне выглядит как *i/u, продолжает шва наподобие берберской, которая, напоминаю, является довольно i-образной, кроме позиции перед заднеязычными, а то, что является *а - является продуктом разложения слоговых сонантов, что-то подобное типологически произошло, например, в иейских языках. Когда шва была грамматикализована в краткие гласные, исконные гласные полного образования были переосмыслены как долгие, они несомненно произносились дольше, чем шва.
Складывая это воедино, мне пришло в голову, что нет никаких фактов, которые бы доказывали первенство семитской системы. С таким же успехом можно выводить семитскую систему из берберской, которая в таком случае окажется очень архаичной. Всё это не совсем схоластические рассуждения. Вот уже 100 лет как делаются попытки "огласовать" египетский используя негласную аксиому, что староегипетский должен был быть похож вокализмом на общесемитский. Нельзя не заметить, что попытки читать египетский "по-семитски" не были успешны. Может, пришло время попытаться использовать берберский и посмотрет, не опишет ли он ситуацию наблюдаемую в египетском лучше?
|