Создать тему  Создать ответ 
Критическое мышление
01-05-2017, 22:51    
Сообщение: #1
I. G.

Розовый кардинал
Сообщений: 1713
Зарегистрирован: 17.06.12

 
Статьи на эту тему:

Почему так сложно научить критическому мышлению?
Цитата:Дэниэл Виллингэм - американский психолог-когнитивист, популяризатор научного подхода в педагогике и методике преподавания

Почти всякий согласится, что основная, но редко достигаемая цель образования — научить критически мыслить. Компонентами критического мышления принято считать умение увидеть обе стороны проблемы, способность быть открытым к новой информации, которая может опровергнуть ваши идеи, способность рассуждать беспристрастно, требовать, чтобы всякое утверждение подкреплялось доказательством, делать выводы и обобщения из наличествующих фактов, решать сопутствующие проблемы. При этом существуют и специфические типы критического мышления, зависящие от предмета обучения — то, что мы имеем в виду, когда говорим «рассуждать как учёный» или «мыслить как историк».

Ведущие бизнесмены и работники кадровых агентств на самом высоком уровне настойчиво призывают школы лучше обучать детей критическому мышлению. Совет колледжей США недавно пересмотрел государственный экзамен SAT, чтобы он более соответствовал данным целям, одна из корпораций предложила специальный тест для проверки навыков критического мышления у студентов колледжей.

Утверждалось, что почти 40% выпускников не могут сделать выводы из прочитанного, и только пятая часть из них могла убедительно формулировать мысли в письменном виде.
<...>
В данной статье я постараюсь рассказать о природе критического мышления, объяснить, почему оно так трудно в применении и обучении, и поговорить о том, как учащиеся осваивают особый тип критического мышления: мышление научное. Вместе с тем мы увидим, что критическое мышление не является набором навыков, применимых во всякое время и в любом контексте. Это особое умение, в котором может преуспеть трехлетний ребенок и потерпеть неудачу профессиональный ученый. И очень многое здесь зависит от практики и предметного знания.

Полный текст https://newtonew.com/school/critical-thinking-so-hard
Оригинал на английском http://www.aft.org/sites/default/files/p...inking.pdf
Размышления и критика http://halfanhour.blogspot.ru/2016/12/on...nking.html


狐狸
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
01-05-2017, 23:03    
Сообщение: #2
I. G.

Розовый кардинал
Сообщений: 1713
Зарегистрирован: 17.06.12

RE: Критическое мышление
Формалинная логика
Цитата:<...> люди стремятся этот инструмент полностью отделить от остального рационального мышления, от реального мира и от какого бы то ни было практического применения, любуясь на него в его неизменности и превратив, таким образом, формальную логику в логику формалинную. Которая с рациональностью ничего общего не имеет.

Это прекрасно согласуется с наблюдениями за некоторыми коллегами по университету. Я работаю на математико-механическом факультете, то есть в месте, где с формальной логикой нет никаких проблем: даже те, кто не специализируется конкретно в этой области, все равно отлично владеют аксиоматическим подходом, импликацией и всем остальным — без этого они бы не смогли работать. Однако это не мешает одному из них наукообразно обсуждать некие особые свойства святой воды и в целом передачу информации через воду нефизическими способами, другому — верить в телегонию, а третьему — весьма назойливо рекомендовать окружающим фильм “Секрет”. Это все наиболее одиозные случаи, неадеквата меньшей выраженности, конечно, куда больше.

https://medium.com/@yuri.okulovsky/форма...f9d4b0c782


狐狸
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
01-05-2017, 23:49    
Сообщение: #3
I. G.

Розовый кардинал
Сообщений: 1713
Зарегистрирован: 17.06.12

 
Критические возражения такого рода хорошо разбивает статья "Формалиновая логика"
Цитата:As someone who was teaching critical thinking for a living well before anyone thought to call it a '21st century skill' it bothers me to no end to read articles like this arguing that we should not be teaching critical thinking in schools.

It feels to me that the critics of critical thinking do not understand what critical thinking is, nor why we would teach it. Thus Carl Hendrick describes the critical thinking as follows:
the aim is to equip students with a set of general problem-solving approaches that can be applied to any given domain; these are lauded by business leaders as an essential set of dispositions for the 21st century.
Well.... no. That's not what critical thinking is. Critical thinking is neither "a set of general problem-solving approaches" nor is it a "disposition". Critical thinking does apply to any given domain, for reasons I'll explain below. And it's irrelevant whether they are lauded by business leaders.

The most common argument against critical thinking (favoured also by Daniel Willingham) is this:
to be good in a specific domain you need to know a lot about it: It's not easy to translate those skills to other areas.
and
This non-translatability of cognitive skill is well-established in psychological research and has been replicated many times.
Moreover, they argue that critical thinking does not contribute to improved learning outcomes. Citing a study of 'brain training' games, Hendrick quotes:
We know of no evidence for broad-based improvement in cognition, academic achievement, professional performance, and/or social competencies that derives from decontextualized practice of cognitive skills devoid of domain-specific content.
Fair enough. Let's take all this as a given.

Critical thinking, however, is not the translation of specialized skills from one domain to another. Nor is it even intended to support the learning of a specialized domain - you need a lot of practice and hands-on experience to do that. Nor are the 'brain training' games an example of critical thinking.

So what is critical thinking good for? Hendricks almost had it when he said this:
we all know people who are "clever" in their professional lives yet who often seem to make stupid decisions in their personal lives.
Yes! Exactly! Critical thinking is designed to prevent this!

So how can critical thinking accomplish anything useful? After all, it is true that you do need to know things in order to reason critically about them. Happily, first, we almost never have no knowledge of a subject. And second, critical thinking is one of those things we need to know.

Let me offer an analogy: mathematics. This is a type of very general knowledge that is applied in a wide range of domains. There are some useful things to note about mathematics:
it applies everywhere, regardless of context. There are no domains in which 2+2 does not equal 4.

nobody pretends that it is the whole of any other discipline. Of course you have to have some knowledge about physics to use mathematics in physics. And the knowledge of physics doesn't transfer to other domains (but the mathematics does).

knowledge of mathematics will help you a lot in everyday life, and help you spot (or prevent) glaring errors of reasoning even in domains you know little about.
For example, I know nothing about aviation. But I can demonstrate that 100 kilograms of fuel is different from 100 pounds of fuel, which tells me that if the pilot uses 'kilograms' and the ground crew uses 'pounds', someone is in for a rude surprise. Or if the range of the aircraft is 1600 kilometers, and the flight plan is 1605 kilometers, there's a risk the flight might end tragically.


狐狸
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
08-05-2017, 15:08    
Сообщение: #4
Котэ

Moderator
Сообщений: 589
Зарегистрирован: 17.06.12

 
(01-05-2017 23:03)I. G. писал(а):  https://medium.com/@yuri.okulovsky/форма...f9d4b0c782

Мне статья показалась излишне эмоциональной, хотя идеи там четковыраженные, хотя я мало понял про формальную логику.. видимо, это печаль и бедствие многих ВУЗов (как говорится, наличие диплома не доказывает наличия интеллекта)


No mercy for the guilty
Bring down their lying sun
Blood so silver black by night
Upon their faces pale white

Cruel moon, bring the end
The dawn will never rise again.
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
Создать ответ 


Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)