Создать тему  Создать ответ 
Птица смерти
07-04-2016, 16:36    
Сообщение: #1
Bahman

Administrātor technicus
Сообщений: 908
Зарегистрирован: 07.10.12

Птица смерти
Традиции бывают удивительно живучи. У многих групп населения Средней Азии (узбеков и таджиков) милый воркующий голубок (кабутар/кафтар) считается несчастливой птицей. Если она залетает во двор, это считается плохой приметой. К голубеводству часто относятся неодобрительно (Устные свидетельства, в литературу по вопросу не знаю).

[Изображение: Columba-Palumbus.jpg]

Удивительным образом это в точности соответствует образу голубя (kapota-) в древнеиндийской культуре.

Цитата:Голубь в ведийской традиции считался неблагоприятной птицей, вестником богини смерти Ниррити. (Ригведа, мандалы IX-X, подготов. Т.Я. Елизаренкова, М. 1999, стр. 542)

Избавлению от "голубиной смерти" в Ригведе посвящён целый гимн (X, 165). Он настолько прекрасен, что не удержусь привести его полностью (перевод по тому же изданию, стр. 311):

1.  dévāḥ kapóta iṣitó yád icʰán dūtó nírr̥tyā idám ājagā́ma /
tásmā arcāma kr̥ṇávāma níṣkr̥tiṃ śáṃ no astu dvipáde śáṃ cátuṣpade //


2. śiváḥ kapóta iṣitó no astv anāgā́ devāḥ śakunó gr̥héṣu /
agnír hí vípro juṣátāṃ havír naḥ pári hetíḥ pakṣíṇī no vr̥ṇaktu //


3. hetíḥ pakṣíṇī ná dabʰāty asmā́n āṣṭryā́m padáṃ kr̥ṇute agnidʰā́ne /
śáṃ no góbʰyaś ca púruṣebʰyaś cāstu mā́ no hiṃsīd ihá devāḥ kapótaḥ //


4. yád úlūko vádati mogʰám etád yát kapótaḥ padám agnaú kr̥ṇóti /
yásya dūtáḥ práhita eṣá etát tásmai yamā́ya námo astu mr̥tyáve //


5. r̥cā́ kapótaṃ nudata praṇódam íṣam mádantaḥ pári gā́ṃ nayadʰvam /
saṃyopáyanto duritā́ni víśvā hitvā́ na ū́rjam prá patāt pátiṣṭʰaḥ //
1. О боги, голубь ищущий чего(-то), посланный
Как вестник Гибели, появился здесь.
Ему мы пропоем (заклинание), совершим искупление.
Да будет счастье нашим двуногим, счастье четвероногим! //
2. Да будет милостив'к нам посланный голубь!
(Да будет) безвредной, о боги, птица в (нашем) доме!
А потому Агни вдохновенный пусть наслаждается нашим
возлиянием! //
Да пощадит нас крылатый дротик!
3. Да не повредит нас крылатый дротик!
Он забирается на очаг в доме.
Да будет счастье нашим коровам и людям! //
Да не поразит здесь нас голубь, о боги!
4. Что сова вещает - пустое это,
И что голубь забрался к огню.
Чьим вестником отправлен этот, //
Тому Яме, смерти, да будет это поклонение!
5. Гимном голубя оттолкните прочь!
Радуясь жертвенному напитку, обведите кругом корову,
Стирая все несчастья!
Пусть улетит он, летя во всю мочь, оставив (при нас) нашу силу! //
[Изображение: Wood-Pigeon-flight.jpg]
Ужас, летящий на крыльях дня! Страшно?

Елизаренкова пишет:
Цитата:    Подобное отношение к дикому голубю, по-видимому, отражает древние индоевропейские представления (ср., например, в готском языке), трактовка же голубя как святой птицы в христианстве является поздним напластованием. (Ригведа, мандалы IX-X, подготов. Т.Я. Елизаренкова, М. 1999, стр. 542)

К сожалению, не знаю, как там в готском, жду подсказки. Напластование - скорее христианского представления о благости голубя на европейскую культуру. Во время крещения Христа не случайно отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь (Лк 3:22). Сакрализация голубя коренится, видимо, ещё в месопотамской культуре, где эта птица являлась одним из символов Иштар. Надо полагать, это характерная черта ближневосточного религиозного фона на рубеже эр. Парахристианское мандейство отводит голубю большую роль. В центральной литургии масикта, посвящённой вознесению душ в идеальный мир, совершается специальное жертвоприношение голубя. Голубь на нём именуется ba (отходящая душа) и символизирует руха, то есть низменный дух (см. выше Евангелие про голубя-Святого Духа), который преодолевает возвышенная душа (нишимта) в процессе масикта (см. Мандеи: история, литература, религия, СПб, 2002, стр. 17 и ниже в очерке Дровер).

И позитивное (ближневосточное), и негативное (индоевропейское?) восприятие голубя коренятся, по всей видимости, в одной и той же символике - отождествлении голубя с умершим человеком, "упорхнувшим" в воздух). Всё зависит от выбранной валентности символики смерти.

В зороастрийских текстах голубю в принципе не уделено практически никакого внимания. Авторов этих текстов интересовали в основном хищные и падальщики. Видимо, зороастрийские учёные не считали нужным уделять внимания простонародным суевериям, сохранившихся до нас с индоиранских времён среди населения, зачастую полностью менявшего языки, а не только религии.

Иранское название голубя *kapauta- совпадает с санскритским kapota- (ср. др.перс. kapautaka-, ср.перс. kabōd). Оно же используется для обозначения "голубого" цвета. Это слово с тёмной этимологией. Хотя есть попытки натянуть его на индоевропейскую почву, Лубоцкий относит его к индоиранскому субстрату (A. Lubotsky. The Indo-Iranian substratum, стр. 9). Это субстрат скорее всего - наследие доарийского населения Средней Азии. Вполне возможно, что среднеазиаты боялись голубя ещё задолго до перехода на иранские языки.
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
07-04-2016, 17:12    
Сообщение: #2
Галл

Cōnsul
Сообщений: 1399
Зарегистрирован: 21.09.12

RE: Птица смерти
(07-04-2016 16:36)Bahman писал(а):  К сожалению, не знаю, как там в готском, жду подсказки.
Скорее всего, Елизаренкова имеет в виду готское hraiwadubon- «горлица»:
( http://www.wulfila.be/gothic/browse/text...&chapter=2 )
Цитата:Luke 2:24
 jah ei gebeina fram imma hunsl, swaswe qiþan ist in witoda fraujins, gajuk hraiwadubono aiþþau twos juggons ahake.
— καὶ τοῦ δοῦναι θυσίαν κατὰ τὸ εἰρημένον ἐν τῷ νόμῳ κυρίου, ζεῦγος τρυγόνων ἢ δύο νοσσοὺς περιστερῶν.
— And to offer a sacrifice according to that which is said in the law of the Lord, A pair of turtledoves, or two young pigeons.

-dubon- в hraiwadubon- родственно нем. Taube «голубь» и англ. dove «тж.», а hraiwa- связывается с др.-исл. hræ «труп» и другими герм. словами с близкой семантикой, выводимыми из *hraiwa-. Однако неясно, насколько этот композит отражает отношение готов к голубям, см. этим. словарь Лемана: https://books.google.ru/books?id=39UUAAAAIAAJ&pg=PA190
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
07-04-2016, 17:42    
Сообщение: #3
bvs

Senior Member
Сообщений: 469
Зарегистрирован: 16.04.13

RE: Птица смерти
Есть же поверье, что когда птица бьется в окно, это предвещает скорую смерть.
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
07-04-2016, 22:03    
Сообщение: #4
Владимир

Moderator
Сообщений: 3027
Зарегистрирован: 17.06.12

RE: Птица смерти
(07-04-2016 17:12)Галл писал(а):  Однако неясно, насколько этот композит отражает отношение готов к голубям

Действительно неясно. Если допустить, что Gth -dubon связан с PGmc *dūban (> OE dūfan «to dive», ON dúva id., в Gth глагол не зафиксирован) из-за особенности полёта, то композит hraiwadubon может представлять собой кеннинг, что-то вроде «порхающий мёртвого/трупный порхающий», который в других германских упростился до dove, Taube и т.д. С другой стороны, отношение готов к голубям неизвестно, поскольку памятники готского языка весьма специфичны, а в скандинавской (как наиболее полно дошедшей до нас германской) мифологии упоминаний о голубях в связи с какими-либо особенностями/обычаями нет. Обычно упоминаются ворон, орёл, ястреб.

śeχereśada ńenza jawna heχewaʔ hańaʧejʰ merʰ tewŋgunaʔ
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
07-04-2016, 22:47    
Сообщение: #5
Bahman

Administrātor technicus
Сообщений: 908
Зарегистрирован: 07.10.12

RE: Птица смерти
(07-04-2016 22:03)Владимир писал(а):  в скандинавской (как наиболее полно дошедшей до нас германской) мифологии упоминаний о голубях в связи с какими-либо особенностями/обычаями нет. Обычно упоминаются ворон, орёл, ястреб.
Что-то подумалось, что выбор птицы, которой традиция уделяет внимание, зависит от типологии традиции... :-/

dvā suparṇā sayujā sakhāyā samānaṃ vṛkṣaṃ pari ṣasvajāte |
tayoranyaḥ pippalaṃ svādvattyanaśnannanyo abhi cākaśīti ||
Две птицы, два связанных друг с другом товарища, обхватили одно и то же дерево.
Один из них ест сладкую винную ягоду, другой наблюдает, не вкушая.
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
07-04-2016, 23:31    
Сообщение: #6
I. G.

Розовый кардинал
Сообщений: 1713
Зарегистрирован: 17.06.12

RE: Птица смерти
(07-04-2016 22:47)Bahman писал(а):  
(07-04-2016 22:03)Владимир писал(а):  в скандинавской (как наиболее полно дошедшей до нас германской) мифологии упоминаний о голубях в связи с какими-либо особенностями/обычаями нет. Обычно упоминаются ворон, орёл, ястреб.
Что-то подумалось, что выбор птицы, которой традиция уделяет внимание, зависит от типологии традиции... :-/
Очень часто маркированный элемент культуры случаен. Или действовали еще какие-то ассоциации, которые мы сейчас не можем реконструировать.


狐狸
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
07-04-2016, 23:39    
Сообщение: #7
Владимир

Moderator
Сообщений: 3027
Зарегистрирован: 17.06.12

RE: Птица смерти
(07-04-2016 22:47)Bahman писал(а):  Что-то подумалось, что выбор птицы, которой традиция уделяет внимание, зависит от типологии традиции..

Возможно. У многих ФУ народов душа умершего связывается с перелётными птицами, поскольку их ежегодные миграции с севера на юг и обратно ассоциируются с перемещением души в рай (юг), или ад (север).

śeχereśada ńenza jawna heχewaʔ hańaʧejʰ merʰ tewŋgunaʔ
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
08-04-2016, 00:57    
Сообщение: #8
I. G.

Розовый кардинал
Сообщений: 1713
Зарегистрирован: 17.06.12

RE: Птица смерти
Славянские данные показывают, что со смертью могли ассоциироваться почти все птицы.


狐狸
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
08-04-2016, 12:28    
Сообщение: #9
Боровик

Senior Member
Сообщений: 354
Зарегистрирован: 14.01.13

RE: Птица смерти
Приведу статьи о голубе из Мифологического словаря башкирского языка (Хисаметдинова Ф.Г. М: Наука, 2010.)

Күгәрсен. Голубь; мифологизированная птица, первопредок. Күгәрсен ырыуы – род голубя. Күгәрсен гел генә кешеләргә сыйынып йәшәй. Уны үлтереү – оло гонаһ (СФ). – Голубь всегда живет вблизи людей. Убивать его – большой грех.

Аҡ күгәрсендәр. В башкирской мифологии души умерших детей и хороших людей; досл. белые голуби. Балалар, яҡшы кешеләр үлгәс, уларҙың йәне аҡ күгәрсенгә әйләнә (БМ). – Когда умирают дети и хорошие люди, их души превращаются в белых голубей.

Күк күгәрсен. Сизый голубь; мифологизированная птица, душа умершего человека. Ишек алдына күк күгәрсен килеп утырса, мәрхүмнең йәне ҡайтты, тиләр (БФ). – Если во двор прилетел сизый голубь, говорят: «Душа покойника прилетела».

Күгәрсен күҙе. Незабудка; мифологизированный цветок. По легенде, эти цветы выросли из крови юноши по имени Күгәрсен ‘голубь’.

И немного про магическое лечение.
Ашҡаҙан имләгәндә күгәрсен итен бешереп ашаталар. – При заговаривании болезней желудка больного кормят голубиным мясом.
Күк йүтәл име. Заговаривание коклюша; магический способ лечения коклюша или сухого кашля. Күк йүтәлде күк күгәрсен ҡаны һөртөп, күк таш һалып, күк кейем кейҙереп, күк муйынсаҡ, күк һырға тағып, күк кәзә, күк һыйыр һөтө эсереп имләгәндәр (БИТК). – Коклюш или сухой кашель лечили намазыванием больного кровью сизого голубя, прикладыванием медного купороса, надеванием одежды синего цвета, ношением бус и серег из синего камня, напаиванием молоком козы или коровы пегой масти.
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
08-04-2016, 16:35    
Сообщение: #10
Владимир

Moderator
Сообщений: 3027
Зарегистрирован: 17.06.12

 
У коми птицей смерти была курица (чипан у зырян, курöг у зырян и пермяков): чипан вомсö паськöдлö – выль кулысь водзын «курица клюв разевает перед новым покойником», чипан чуксасьö – шог водзын «курица петухом поёт к горю». Мясо курицы считалось нечистым, кур разводили ради яиц.

śeχereśada ńenza jawna heχewaʔ hańaʧejʰ merʰ tewŋgunaʔ
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
Создать ответ 


Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)