bvs
Цитата:В анатолийских восстанавливается название оглобли, родственное прочим ИЕ словам с таким значением. При этом повозки появляются точно после 4000 до н.э. и скорее даже ближе к середине 3-го тыс. до н.э.
У Вяч. Иванова в "
Трудах по этимологии индоевропейских и древнепереднеазиатских языков. Т. 1" есть раздел "Существительное ḫišša", на основе которого я сделаю ремарку для возражения.
Ну, например др.-индийское dhur - это упряжь, включая как ярмо, так и дышло (т. е. оглобля). Родственное хеттское tur-ii̯a - означает просто "запрягать".
Далее. Древнегреческое *(H)ois-ã - означает [цитирую Иванова] «
приспособление для управления движением», причем как повозки, так и судна (морская семантика), когда родственное хеттское ḫišša - [цитирую Иванова] «
"дышло" (т. е. оглобля, прикрепляемая в передней оси для поворота повозки при парной запряжке)».
Как заключает Иванов:
Соответствие древних названий «дышла» (хет. ḫišša-) и «ярма» (хет. i̯ukan) в трех индоевропейских языках, обладающих древнейшими памятниками, представляет исключительный интерес для изучения материальной культуры носителей диалектов индоевропейского языка-основы.
При этом известно, что:
Бесспорно, пастухам эпохи энеолита было необходимо контролировать табун и они умели ездить верхом, для этого было достаточно ременного или веревочного недоуздка. Но всаднику, который должен стрелять или вести бой копьем, нужна уверенная посадка, для чего необходимы удила и псалии. — Кузьмина Елена Ефимовна, Предыстория Великого шелкового пути: Диалог культур Европа—Азия / Отв. ред. |Г. М. Бонгард-Левин|. — М.: КомКнига, 2010. — 240 с.
Возраст энеолита (халколит и энеолит синонимы -
напоминаю) Украины следующий:
В настоящее время Ю.Я. Рассамакин продолжает придерживаться этого культурного членения памятников (1999; 2004). По его мнению, ранний энеолит степной зоны представлен Скелянской культурой, датирующейся 4750—4100 лет до н. э. ... Полностью присоединяясь к мнению зоологов о существовании домашней лошади на Украине уже в неолите (Котова 1999; 2002; 2005; 2006), считаю наиболее обоснованным мнение Е.Е. Кузьминой об использовании
ременной узды в эпоху энеолита (Кузьмина 1996). — Котова Н. С. Дереивская культура и памятники Нижнемихайловского типа. — Киев; Харьков: Майдан, 2013
Вполне возможно, что до изобретения повозки или телеги - имелись названия «
приспособления для управления движением» коня при использовании ременного или веревочного недоуздка, которые приобрели впоследствии более конкретные значения.
Цитата:В любом случае для окончательных выводов нужны обширные исследования с десятками (как минимум) образцов из разных областей и временных интервалов.
В этом согласен. Но я с самого начала
писал:
Анатолийский халколит имеет приток ЕHG, когда анатолийский неолит его не имеет. Выводы для меня однозначны - приток индо-европейцев:
Не выводы вообще однозначны, а только для меня - в моем понимании сама возможность или допустимость предположения (конечно не факта) о такой миграции уже является достаточно очевидным доказательством миграции ИЕ в Анатолию.