Создать тему  Создать ответ 
Заседание 7. В. В. Напольских. Мифы и гены
25-08-2012, 14:24    
Сообщение: #1
I. G.

Розовый кардинал
Сообщений: 1713
Зарегистрирован: 17.06.12

Заседание 7. В. В. Напольских. Мифы и гены
Видеолекция: http://www.youtube.com/watch?v=QIenm_YCrTU&feature=plcp
Статья: http://www.ruthenia.ru/folklore/napolskih3.pdf
Ориентировочная дата заседания - воскр. 26.08.2012 в 21-00 по моск. вр.


狐狸
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
26-08-2012, 16:22    
Сообщение: #2
Владимир

Moderator
Сообщений: 3027
Зарегистрирован: 17.06.12

RE: Заседание 7. В. В. Напольских. Мифы и гены
Цитата:Статья: http://www.ruthenia.ru/folklore/napolskih3.pdf
Замечательны три чувашские версии МНП1, в которых за землёй ныряют «маленькая
птичка», утка и два голубя (Станьял, 2004, с. 29-30) – в силу отсутствия в них божественного
демиурга они сильно отличаются от обычных восточноевропейских апокрифических легенд
о творении и сближаются скорее со своеобразными мифами коми.
До сотворения мира была только вода, и по ней плавала утка. Утка снесла два яйца, из которых вылупились братья: Ен и Омöль (у коми-пермяков - Куль). Они захотели создать сушу, стали нырять за землей вниз, ко дну моря. Землю достал Омоль, из неё насыпали сушу.
...А потом братья поссорились, и Ен хитростью заманил Омoля и всех его духов-помощников в сделанные им глиняные горшки и закопал их в землю. При этом один горшок разбился, и часть духов разбежалась по земле. Так Омоль стал владыкой мира мертвых и позднее (с приходом христианства) слился с образом Сатаны. Но при этом в повседневности коми с богами-демиургами не сталкивались, они общались только с теми самыми разбежавшимися духами.

śeχereśada ńenza jawna heχewaʔ hańaʧejʰ merʰ tewŋgunaʔ
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
26-08-2012, 20:04    
Сообщение: #3
Python

Senior Member
Сообщений: 462
Зарегистрирован: 11.07.12

RE: Заседание 7. В. В. Напольских. Мифы и гены
Мысль о том, что мифологические сюжеты и генетические маркеры должны между собой как-то коррелировать, для меня не нова: это слишком очевидно. А поскольку религии, в рамках которых существовали мифы, изначально были скорее родовыми, чем нацеленными на общечеловеческую экспансию, то и связь ген—миф должна быть, возможно, даже более тесной, чем ген—язык.

Интересно, применялся ли аналогичный подход (т.е., сравнение зон распространения генов и мифологических сюжетов) где-либо еще?

LF agent
Вебсайт Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
26-08-2012, 20:09    
Сообщение: #4
Владимир

Moderator
Сообщений: 3027
Зарегистрирован: 17.06.12

RE: Заседание 7. В. В. Напольских. Мифы и гены
Цитата:Жившие в бассейнах крупных рек,  текущих с юга на север, эти люди ассоциировали юг, верховья реки с верхним миром, миром небесных богов, а север, низовья реки – с нижним, миром злых духов и смерти.
По-фински до сих пор pohja «нижний» и «север».

śeχereśada ńenza jawna heχewaʔ hańaʧejʰ merʰ tewŋgunaʔ
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
26-08-2012, 20:57    
Сообщение: #5
I. G.

Розовый кардинал
Сообщений: 1713
Зарегистрирован: 17.06.12

RE: Заседание 7. В. В. Напольских. Мифы и гены
(26-08-2012 20:04)Python писал(а):  Мысль о том, что мифологические сюжеты и генетические маркеры должны между собой как-то коррелировать, для меня не нова: это слишком очевидно. А поскольку религии, в рамках которых существовали мифы, изначально были скорее родовыми, чем нацеленными на общечеловеческую экспансию, то и связь ген—миф должна быть, возможно, даже более тесной, чем ген—язык.

Интересно, применялся ли аналогичный подход (т.е., сравнение зон распространения генов и мифологических сюжетов) где-либо еще?
Вот как раз мне это мысль кажется не очевидной. И я понимаю, почему В. В. Напольских 20 лет назад забросил эти изыскания. Это очень сложно доказать.
 Так называемые "бродячие сюжеты" не имеют сколько-нибудь единого объяснения, мифология слишком изменчива, легко перенимается, может возникнуть один и тот же сюжет параллельно в разных местах... Нет четких методологических оснований для выделения "более древних" и "более новых" мифов и т.п.


狐狸
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
26-08-2012, 21:22    
Сообщение: #6
Python

Senior Member
Сообщений: 462
Зарегистрирован: 11.07.12

RE: Заседание 7. В. В. Напольских. Мифы и гены
Грубо говоря, мы можем сравнить набор мифологических сюжетов с нестабильным участком ДНК, который подвержен мутациям и горизонтальному переносу с помощью вирусов. Впрочем, если передача его происходит лишь в рамках определенного таинства (как было в случае, описанном в лекции), надежность мифа как наследственного маркера возрастает.

LF agent
Вебсайт Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
26-08-2012, 21:24    
Сообщение: #7
Котэ

Moderator
Сообщений: 589
Зарегистрирован: 17.06.12

RE: Заседание 7. В. В. Напольских. Мифы и гены
Что больше всего меня пламенем одало, так это про гаплогруппы и кореляцию с мифами. Особенно о том, что мужчины передавали сыновьям идеи сотворения мифа у мансей(?).
Меня это натолкнуло на недавно прочитанные заметки по балтской мифологии самой М. Гимбутене, а именно ее теорию о Старой Европе и матристичном обществе. В роли доказательствах, приводился факт разделения имен божеств (в эту категорию попадают богини, духи и боги) на имена мужские и женские. По словам её, женские имена первичнее, почему? Она приводит, наряду с П. Дундулене, сам факт влияния и важности женщины в том далеком от нашего времени обществе. Женщина рожала детей, их воспитывала и была хранителем очага. Это ее аргумент. Далее, по приходу ПИЕ племенных сообществ, роль женщины удалялась из влиятельной позиции, и именно индоевропеизация мифологии (т.е. она предполагала именно слияние духовных культур Старой и Новой Европы у жителей этих культур) имела факт перехода ,или образование, сотворение наряду с женскими, женских  мужских божеств. Было бы интересно в будущем точнее узнать локальности видов гаплогрупп в этом регионе, но на данный момент мне известно, что у литовцев и латышей присутствует предположительно финоугорская гаплогруппа (процентная доля которой, судя по данным, превышает 30%).

Так вот, главной бедой попытки реконструкции мифологии у балтов является отсутствие надежных источников. В записях упомянаний о балтах западноевропейскими странниками и историками находят четкое предрасположеное мнение о религии балтов, а также они налепливают функции многих МП на христианские модели и/или на модели грекоримских мифологий. Последующие описания данных этнологов 19в. явно прослеживается дух романтизма и попытки связать всё с древними религиями. Лично я допускаю факт существования определенных параллелей с архаичными мифологиями, но только в виде реликтов определенных эпизодов из культов, поверий с участием определенных МП. Именно это не дает повода развить реконструкцию мифологии балтов, а в деталях - литовцев.
В книге по развитию этнологической культуры у литовцев не так ясно описывают хронолическую иерархию развития мифологии но у П. Дундулене опять проявляется Гимбутене и ее матристичное общество. Но есть один момент, который Дундулене не указывает, а в другой книги он ясен. Это миф о Совие (Mitas apie Sovijų/Sovį), параллелью которого является ваша Баба Яга. В нем показаны 3 вида развития погребения умерших. Отец поругался с сыновьями и отправился в Тот мир (мир душ, неживых). 9 месяцев он странствовал и никак не смог найти Дверь (т.е. уже сам вход в Тот мир). Один сын решил ему помочь. Странствовали 3 ночи, в первую ночь сын его уложил в землю. Отец, встав на утро, жаловался, что его ели и грызли черви и подземные твари. На вторую ночь сын уложил отца в дупло. Отец, встав на утро, жаловался, что его кусали и жалили пчелы и насекомые. На третью ночь сын уложил его в костер. Отец, встав на утро, поблагодарил сына, что он наконец-то выспался и ушел за Дверь.
Это показывает период с первого столетия первого тысячилетия по 10-12вв.
Так вот о самом этом деле теперь интересно узнать в целом как могут эволюционировать мифы у славян? И вообще, что влияет на эволюцию мифологической системы народа? Есть ли какие-нибудь определенные универсалии?


No mercy for the guilty
Bring down their lying sun
Blood so silver black by night
Upon their faces pale white

Cruel moon, bring the end
The dawn will never rise again.
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
26-08-2012, 21:28    
Сообщение: #8
Котэ

Moderator
Сообщений: 589
Зарегистрирован: 17.06.12

RE: Заседание 7. В. В. Напольских. Мифы и гены
кстати, сказание о Совие наряду со сказанием о Кальвялисе (другое имя его - Телявелис) зафиксировано у византийца Ивана Малалас, которое найдено в переводе неизвестного русского летописца, датируемого 1261г.


No mercy for the guilty
Bring down their lying sun
Blood so silver black by night
Upon their faces pale white

Cruel moon, bring the end
The dawn will never rise again.
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
26-08-2012, 22:14    
Сообщение: #9
I. G.

Розовый кардинал
Сообщений: 1713
Зарегистрирован: 17.06.12

RE: Заседание 7. В. В. Напольских. Мифы и гены
(26-08-2012 21:22)Python писал(а):  Грубо говоря, мы можем сравнить набор мифологических сюжетов с нестабильным участком ДНК, который подвержен мутациям и горизонтальному переносу с помощью вирусов. Впрочем, если передача его происходит лишь в рамках определенного таинства (как было в случае, описанном в лекции), надежность мифа как наследственного маркера возрастает.
Проблема в том, как и с другими гуманитарными отраслями знания, что в мифологии очень сложно с теоретическими основаниями самой дисциплины... Что исследуется, как исследуется, какими методами, какая доказательная база? И, главное, система доказательств. У сравнительной мифологии с этим еще хуже, что породило почву для огромного рода спекуляций/реконструкций на уровне тотального сопоставления типа Зевс = Перун = Перкунас, и вся остальная система в это встроена. Причем это в недавней диссертации было.
Мне кажется, в следующем заседании надо будет бы взять цикл статей Фрумкиной о методологии в гуманитарных дисциплинах... Они полезны для осмысления, почему так сложилось.
Нет понимания, как описывать и изучать территориальное варьирование сюжетов, МП и их функций даже на данных хорошо задокументированных традиций.


狐狸
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
26-08-2012, 22:18    
Сообщение: #10
I. G.

Розовый кардинал
Сообщений: 1713
Зарегистрирован: 17.06.12

RE: Заседание 7. В. В. Напольских. Мифы и гены
Подход В. В. Напольских подкупает, во-первых, осознанием зыбкости доказательной базы всех этих сопоставлений; во-вторых, объемом материала; в-третьих, попыткой связать эту гипотезу о распространении мифа с еще чем-либо, в данном случае с формой черепов, генетикой и пр.


狐狸
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
Создать ответ 


Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)