RE: Заседание 7. В. В. Напольских. Мифы и гены
Что больше всего меня пламенем одало, так это про гаплогруппы и кореляцию с мифами. Особенно о том, что мужчины передавали сыновьям идеи сотворения мифа у мансей(?).
Меня это натолкнуло на недавно прочитанные заметки по балтской мифологии самой М. Гимбутене, а именно ее теорию о Старой Европе и матристичном обществе. В роли доказательствах, приводился факт разделения имен божеств (в эту категорию попадают богини, духи и боги) на имена мужские и женские. По словам её, женские имена первичнее, почему? Она приводит, наряду с П. Дундулене, сам факт влияния и важности женщины в том далеком от нашего времени обществе. Женщина рожала детей, их воспитывала и была хранителем очага. Это ее аргумент. Далее, по приходу ПИЕ племенных сообществ, роль женщины удалялась из влиятельной позиции, и именно индоевропеизация мифологии (т.е. она предполагала именно слияние духовных культур Старой и Новой Европы у жителей этих культур) имела факт перехода ,или образование, сотворение наряду с женскими, женских мужских божеств. Было бы интересно в будущем точнее узнать локальности видов гаплогрупп в этом регионе, но на данный момент мне известно, что у литовцев и латышей присутствует предположительно финоугорская гаплогруппа (процентная доля которой, судя по данным, превышает 30%).
Так вот, главной бедой попытки реконструкции мифологии у балтов является отсутствие надежных источников. В записях упомянаний о балтах западноевропейскими странниками и историками находят четкое предрасположеное мнение о религии балтов, а также они налепливают функции многих МП на христианские модели и/или на модели грекоримских мифологий. Последующие описания данных этнологов 19в. явно прослеживается дух романтизма и попытки связать всё с древними религиями. Лично я допускаю факт существования определенных параллелей с архаичными мифологиями, но только в виде реликтов определенных эпизодов из культов, поверий с участием определенных МП. Именно это не дает повода развить реконструкцию мифологии балтов, а в деталях - литовцев.
В книге по развитию этнологической культуры у литовцев не так ясно описывают хронолическую иерархию развития мифологии но у П. Дундулене опять проявляется Гимбутене и ее матристичное общество. Но есть один момент, который Дундулене не указывает, а в другой книги он ясен. Это миф о Совие (Mitas apie Sovijų/Sovį), параллелью которого является ваша Баба Яга. В нем показаны 3 вида развития погребения умерших. Отец поругался с сыновьями и отправился в Тот мир (мир душ, неживых). 9 месяцев он странствовал и никак не смог найти Дверь (т.е. уже сам вход в Тот мир). Один сын решил ему помочь. Странствовали 3 ночи, в первую ночь сын его уложил в землю. Отец, встав на утро, жаловался, что его ели и грызли черви и подземные твари. На вторую ночь сын уложил отца в дупло. Отец, встав на утро, жаловался, что его кусали и жалили пчелы и насекомые. На третью ночь сын уложил его в костер. Отец, встав на утро, поблагодарил сына, что он наконец-то выспался и ушел за Дверь.
Это показывает период с первого столетия первого тысячилетия по 10-12вв.
Так вот о самом этом деле теперь интересно узнать в целом как могут эволюционировать мифы у славян? И вообще, что влияет на эволюцию мифологической системы народа? Есть ли какие-нибудь определенные универсалии?
No mercy for the guilty
Bring down their lying sun
Blood so silver black by night
Upon their faces pale white
Cruel moon, bring the end
The dawn will never rise again.
|