Создать тему  Создать ответ 
Функциональная неграмотность
05-08-2015, 14:23    
Сообщение: #31
I. G.

Розовый кардинал
Сообщений: 1713
Зарегистрирован: 17.06.12

 
Современные программы по русскому языку и др. предметам в начальной школе, конечно, не выдерживают критики, не все, естественно, но когда моя коллега, методист, объясняет некоторые темы не по программе развивающего обучения (того же Эльконина центр), а по "традиционке" (будучи защитником этого РО), так как ребенок по-другому не понял, эту программу/учебник надо выбросить на помойку.
РО зачастую становится сборищем "странных" заданий, которые не понимают ни дети, ни родители, ни учитель. И репетитор в 3 классе - это теперь нормально.
По старым программам, действительно, учили и в коррекционных школах, и в обычных и добивались результатов. Но неверно списывать неграмотное письмо только на учебники и программы. Я могу сфотографировать, как писали в 50-е гг. люди, окончившие сельскую школу. То же самое фонетическое письмо, предлог слитно с существительным и т.п. Писать так, как слышишь, единственный способ выразить мысли для малограмотного человека - ребенка или взрослого.
Советские программы, даже хорошие, безусловно требовали модернизации, об этом тоже как-то замалчивается.
Отсутствие логопедов и психологов - отнюдь не достоинство советской школы. Требующие особого подхода дети не замечались. К моей бабушке приводили мальчика из 7-го класса обычной школы, у которого проблемы были со всем: и звуками, и речью, и чтением, и письмом. Вряд он грамотно писал при правильных программах.
Соглашусь с Деме, что и уровень учителей был другим. Может быть, в Москве, где вуз на каждом шагу, пойти в пед было совсем унизительно, но в миллионах населенных пунктов ближайший райцентр мог предоставить место в педучилище и сельхозтехникуме. Не все родители могли "учить" ребенка далеко от дома. Профессия учителя была почти единственной относительно престижной для жен военных, шахтеров и пр. жителей закрытых поселений. Учителям давали некоторые льготы в сельской местности, была пенсия по выслуге лет, два месяца отпуск, достаточно "короткий" рабочий день и пр. Выбор в пользу профессии продавца при наличии диплома учителя был вряд ли частым, в то время как сейчас выпускники педов могут сказать: "Я, что, больше ни на что не гожусь, как в школу идти?" В учителя шли и выпускники "классических" университетов, имеющие запись в дипломе "географ", "биолог", "физик" и пр. В моей школе таких учителей была примерно половина. Учителями до сих пор работает примерно половина однокурсниц моих старших коллег-филологов (80-х гг. выпуска), с моего курса в школе не остался уже никто.
Задачи ввергли в полный ступор... ей-богу! У меня отсутствует мышление - я их не смогла решить.
Насчет навыка чтения, мне кажется, так же, как и выше, были натяжки. Умение озвучивать текст и умение его понимать не противопоставлены друг другу. Наоборот, хорошо читающие дети, как правило, легко отвечают на вопросы по содержанию текста. Неумение озвучить текст как раз может сигнализировать о когнитивных проблемах.


狐狸
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
05-08-2015, 16:14    
Сообщение: #32
Чайник777

Senior Member
Сообщений: 377
Зарегистрирован: 17.06.12

RE: Функциональная неграмотность
(05-08-2015 14:23)I. G. писал(а):  Но неверно списывать неграмотное письмо только на учебники и программы. Я могу сфотографировать, как писали в 50-е гг. люди, окончившие сельскую школу. То же самое фонетическое письмо, предлог слитно с существительным и т.п. Писать так, как слышишь, единственный способ выразить мысли для малограмотного человека - ребенка или взрослого.
Представители "старшего поколения" категорически не подтверждают Ваши данные: "Раньше всё было лучше и школы работали нормально, учили писать. Неграмотности не было!" ;)

Med lov skal man land bygge.
Veit ég það, Sveinki!
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
05-08-2015, 16:22    
Сообщение: #33
I. G.

Розовый кардинал
Сообщений: 1713
Зарегистрирован: 17.06.12

RE: Функциональная неграмотность
Надо найти и сфотографировать будет.


狐狸
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
07-08-2015, 00:42    
Сообщение: #34
ortemii

Member
Сообщений: 71
Зарегистрирован: 26.06.14

RE: Функциональная неграмотность
Мне кажется, что проблема относительно неплохой обучаемости людей из 50-х объясняется во многом таким социологическим обстоятельством: очень многие из них даже и с 7 лет, особенно в сельской местности, немало помогали по хозяйству. По нашим меркам вкалывали просто. Время было суровое, послевоенное, банально есть нечего. Соответственно, были менее инфантильны и воспринимали школу просто как необходимый труд. Ну и как лифт социальный, наверное, чтобы профессию получить и денег каких-то заработать.
Понятное дело, не все, но думаю, подобных было однозначно больше.
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
18-08-2015, 20:02    
Сообщение: #35
I. G.

Розовый кардинал
Сообщений: 1713
Зарегистрирован: 17.06.12

 


История русского языка в школьных учебниках: путь к знаниям или лишняя информация? | Лекториум


狐狸
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
18-08-2015, 20:20    
Сообщение: #36
I. G.

Розовый кардинал
Сообщений: 1713
Зарегистрирован: 17.06.12

RE: Функциональная неграмотность
В конце про эсперанто и математику.


狐狸
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
18-08-2015, 21:22    
Сообщение: #37
Quasus

Гоф-фурьер
Сообщений: 625
Зарегистрирован: 17.06.12

RE: Функциональная неграмотность
Послушал про математику! Хорошо, но мало. По теме — не знаю, что сказать.
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
18-08-2015, 21:44    
Сообщение: #38
I. G.

Розовый кардинал
Сообщений: 1713
Зарегистрирован: 17.06.12

RE: Функциональная неграмотность
На мой взгляд, в целом - разумно. И про разучивание транскрипции, кстати, тоже.


狐狸
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
Создать ответ 


Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)