Создать тему  Создать ответ 
Некоторые тунгусо-маньчжурские этимологии, альтернативные алтайским
18-01-2015, 20:29    
Сообщение: #21
Галл

Cōnsul
Сообщений: 1399
Зарегистрирован: 21.09.12

RE: Некоторые тунгусо-маньчжурские этимологии, альтернативные алтайским
(11-01-2015 04:35)Галл писал(а):  Древнеяп. слова весьма напоминают suberu «объединять, собирать воедино; управлять» < ДЯ sume2-/sube2-, транзитивная пара *subar- (о которой я писал здесь: http://aluarium.net/forum/thread-383-pos...ml#pid5264 ) , причём у suberu тот же регистр (мена регистра при словообразовании в яп. встречается очень редко). Также усиливает сходство то, что в sumera(-), как и в suberu, зафиксировано колебание m/b (т. е. засвидетельствовано и sumera). Такое колебание засвидетельствовано у нескольких десятков корней, его происхождение неизвестно. Однако выведению sumera/subera «император(ский)» от sube/sume- мешает тип гласного e: ДЯ sume1ra/sube1ra при sube2/sume2- (sube2- < *sumpa-i-, ср. *subar-), чередование e1 ~ a нетипично. Если я правильно помню, sumera/subera засвидетельствовано и с e2, и в нём может быть выделен суффикс -ra с собирательным или подобным значением. Я читал об этом в специальном исследовании по словам на -ra, постараюсь уточнить в ближайшее время.
Нашёл, читал об этом в A. Antonov, "Le rôle des suffixes en /+rV/ dans l’expression du lieu et de la direction en japonais et l’hypothèse de leur origine altaïque":
Цитата:Kojima et al. [1994-96] (vol. 4, p. 402) affirment que 須米良 sume2ra a la même origine que le mot sumeroki ‘ancêtre impérial’ (皇祖) et qu’il désigne l’empereur, mais que son usage est uniquement préfixal.
Satake et al. [1999-2004] (vol. 4, p. 413) affirment que 須米良 sume2ra est un terme mélioratif pour parler de l’empereur. Ils citent une série de mots apparentés : sumera-pe, sumeroki, sumera-mikoto, sumera-ga-mikado. D’après eux, le caractère utilisé pour noter la syllabe /me/ serait de la mauvaise série, car il s’agit d’un e2, c’est-à-dire qu’ils supposent que ce mot avait à l’origine un e1.
Ono et al. [1990] propose une origine étrangère : soit sanskrite, soit mongole, et note qu’il est impossible d’accepter la thèse que c’est une forme dérivée du verbe subu ‘régner ; contrôler’ en raison d’une différence dans la série de la voyelle /e/.
Там же приводится пример из Манъё:сю (ст. 4370), где sumera записывается через 須米良, т. е. с e2.
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
18-01-2015, 20:35    
Сообщение: #22
шыв кукри

Member
Сообщений: 172
Зарегистрирован: 17.06.12

RE: Некоторые тунгусо-маньчжурские этимологии, альтернативные алтайским
(18-01-2015 19:29)Владимир писал(а):  Ссылки есть и на EDAL и на СТМЛС, может, не везде, каюсь. Но это не рецензируемое издание, а форум. Кстати, у вас есть что сказать по теме? :)

По делу я донесла к Вам пожелания Ваших коллег. Благодарю за адекватную реакцию. :)
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
18-01-2015, 21:17    
Сообщение: #23
I. G.

Розовый кардинал
Сообщений: 1713
Зарегистрирован: 17.06.12

 
Если бы это была отписка на какой-то вопрос, как, например, о конкретной фамилии. Помню я, например, какие версии высказывались насчет фамилии Кондаков, но искать словари и сверять страницы иногда бывает лень. Но тут целая тема, претендующая на оригинальное исследование. Хотелось бы, чтобы оригинальные мысли разграничивались с вкладом других людей.


狐狸
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
18-01-2015, 21:54    
Сообщение: #24
Владимир

Moderator
Сообщений: 3027
Зарегистрирован: 17.06.12

RE: Некоторые тунгусо-маньчжурские этимологии, альтернативные алтайским
(18-01-2015 21:17)I. G. писал(а):  Но тут целая тема, претендующая на оригинальное исследование.
Не вижу претензий на оригинальное исследование. По теме есть что сказать?

śeχereśada ńenza jawna heχewaʔ hańaʧejʰ merʰ tewŋgunaʔ
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
18-01-2015, 21:58    
Сообщение: #25
I. G.

Розовый кардинал
Сообщений: 1713
Зарегистрирован: 17.06.12

RE: Некоторые тунгусо-маньчжурские этимологии, альтернативные алтайским
(18-01-2015 21:54)Владимир писал(а):  
(18-01-2015 21:17)I. G. писал(а):  Но тут целая тема, претендующая на оригинальное исследование.
Не вижу претензий на оригинальное исследование. По теме есть что сказать?
Если оригинального ничего нет - ссылайтесь, у кого берете.
Это общепринято.


狐狸
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
18-01-2015, 22:04    
Сообщение: #26
I. G.

Розовый кардинал
Сообщений: 1713
Зарегистрирован: 17.06.12

RE: Некоторые тунгусо-маньчжурские этимологии, альтернативные алтайским
(18-01-2015 21:54)Владимир писал(а):  
(18-01-2015 21:17)I. G. писал(а):  Но тут целая тема, претендующая на оригинальное исследование.
По теме есть что сказать?
Найду, у кого позаимствовать этимологий, сразу скажу. :)


狐狸
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
18-01-2015, 22:33    
Сообщение: #27
Владимир

Moderator
Сообщений: 3027
Зарегистрирован: 17.06.12

RE: Некоторые тунгусо-маньчжурские этимологии, альтернативные алтайским
(18-01-2015 22:04)I. G. писал(а):  Найду, у кого позаимствовать этимологий, сразу скажу.
Ищите, вместе посмеёмся. :)

śeχereśada ńenza jawna heχewaʔ hańaʧejʰ merʰ tewŋgunaʔ
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
19-01-2015, 18:25    
Сообщение: #28
Владимир

Moderator
Сообщений: 3027
Зарегистрирован: 17.06.12

 
15) «конец»
Ещё одно заимствование из ПТМ в ПС (СТМЛС стр. 49), вызывающее сомнения. ПТМ *mudan «конец» >  ПС *məlä «заканчивать» сталкивается фонетическими трудностями. Но ПС слово можно сравнить с ПФУ *mulɜ «пройти» (ср. аналогичное развитие в манс. «пройти» > «закончиться»).

śeχereśada ńenza jawna heχewaʔ hańaʧejʰ merʰ tewŋgunaʔ
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
22-01-2015, 23:46    
Сообщение: #29
Владимир

Moderator
Сообщений: 3027
Зарегистрирован: 17.06.12

 
16) «стая»
ПСС *mənu(tV) ~ ПТМ *mandu. Авторы СТМЛС (стр. 113) склоняются к направлению заимствования ПТМ > ПСС, приводя алтайскую этимологию (EDAL стр. 901) *mana «many; big». Однако такое предположение вызывает сомнения в связи с узостью значений ТМ слов: ульч. манду̊ «стая птиц», орок. манди̊ тж., нан. мандо/- у̊ тж. Выделяется эвенк. мэн, которое кроме вышеуказанного значения значит ещё «толпа».
С другой стороны СС слова имеют достаточно широкие значения: нган. мəнуз̆ар «ком (земли, снега и т.п.)», нен. ман’’ «совокупность чего-либо» (я’ ман’’ «ком земли», неро’ ман’’ «куст тальника»). Если приведённая в СТМЛС ПСС реконструкция верна, то она хорошо фонетически соответствует ПФУ *muni «определённое кол-во; много» (*mone/*mune в UEW). Таким образом представляется вероятным заимствование ПС > ПТМ, отделяя при этом от остальных ТМ эвенк. слово, которое вполне может иметь алтайскую этимологию.

śeχereśada ńenza jawna heχewaʔ hańaʧejʰ merʰ tewŋgunaʔ
Найти все сообщения
Цитировать это сообщение
Создать ответ 


Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)