Aluarium
Семиотика: континентальная философия и теории значений в коммуникации - Версия для печати

+- Aluarium (http://aluarium.net/forum)
+-- Форум: История, этнография и другие гуманитарные науки (/forum-36.html)
+--- Форум: Гуманитарные науки (/forum-38.html)
+--- Тема: Семиотика: континентальная философия и теории значений в коммуникации (/thread-1563.html)



- Котэ - 20-06-2019 15:12

Ну давайте, поехали!

Для начала советую ознакомиться с феноменологией, т.к. феноменологическая редукция (составление лимитов анализа для исследуемого знакового феномена) очень важна во французской семиотике (особенно в структурализме, в постструктурализме - принцип исследования неподдающихся структурализму феноменов и последущая деконструкция знаковых систем). Не только из-за редукции феноменология важна; следует иметь в виду, что феноменологическая традиция расширенно представляет проблему опыта, понимания опыта, понимание Другого, тела (а не плоти) и интерсубъективности. Интерсубъективность важна для семиоза и без нее очень сложно представить человеческий мир как мир знаков, а не коммуникации (коммуникация в семиотике занимает маленькую часть целого).

https://www.youtube.com/playlist?list=PLS8vfA_ckeuY6ayo3TlbFMnkPXIMMBXyw

Сам обучаюсь в рамках европейской семиотрадиции, но главный рабочий метод - А. Ю. Греймаса. Любая европейская семиотика, даже такая, какая она представлена у У. Эко, начинается с феноменологии.
Советую начать с просмотра всех этих "лекций", ну и потом, если такие найдутся, может попытаться обсудить дальнейший план.

Честно признаюсь - я очень слаб в методе представленном Ч. С. Пирсом, если что-нибудь кто-нибудь знает, то кидайте сюда. Так к слову, база семиотики У. Эко на пирсианском методе, но все же нельзя это назвать сугубо американской семиотикой у Эко. Семиотика Эко очень тесно связана с интертекстуальностью, но не в таком понимании, как это у Бахтина, Риффатерро или Барта. Интертекстуальность Эко контекстуальна и "энциклопедична".


- Котэ - 19-07-2019 12:33

http://anthropology.ru/ru/text/alieva-che/fenomenologiya-egusserl-i-mhaydegger
Феноменология: Э.Гуссерль и М.Хайдеггер
"Призыв «возвращение к самим вещам» означал их рассмотрение без вмешательства или диктата какой-либо научной теории или системы так, как они непосредственно даны сознанию в их сущности. Необходимо исходить из того, что имеются различного рода сущности (физические, ментальные, логические, математические, социальные, эстетические и т.д.). Согласно данной позиции, феноменология является учением о сущностях и их отношениях, которые постигаются формами нечувственного познания или интуицией."

"В Логических Исследованиях он (Гуссерль) пытается прояснить статус логических понятий посредством их непосредственного рассмотрения в опытах утверждения, доказательства, оценки, заключения. Гуссерль утверждает, что для того, чтобы философски прояснить абстрактные математические и логические понятия, необходимо их рассмотреть в данностях опыта, где они непосредственно нам даны. Здесь опыт как непосредственное переживание является основанием для критерия адекватности и истинности тех или иных понятий. Гуссерль называет такое «опытное» рассмотрение понятий феноменологическим. На данном этапе феноменологическое исследование представляет собой чисто описательный, наглядный процесс, нейтральный по отношению к метафизике. Центральное понятие феноменологии Гуссерля — понятие интенциональности. Оно представляет сущность и сущностную структуру сознания, которая проявляется в направленности сознания на объект. Сознание в своих различных модусах есть всегда сознание чего-то или сознание о чем-то. Так мышление есть мысль о чем-то, восприятие есть восприятие чего-то, воображение есть воображение чего-то и т.д. Гуссерль называет различные модусы сознания интенциональными переживаниями или актами, каждый из которых имеет свои особенности. Он описывает различные способы, в которых сознание относит себя к объектам в логическом мышлении, оценочном, в восприятии, воображении, воспоминании."

"Центральной темой трансцендентальной феноменологии является трансцендентальное сознание или субъективность. Феноменология описывает его как сущностную структуру. Кроме того, феноменология представляет мир как универсальный горизонт показывающихся сущностей. В этой связи Гуссерль говорит о «естественном состоянии» и его беспристрастном философском отражении. Предложенный Гуссерлем трансцендентально-феноменологический метод как перво-субъектное отражение сознания состоит из двух этапов:

1. эйдетическая редукция, в процессе которой отражающий фокус перемещается с фактов на сущности;
2. феноменологическая или трансцендентальная редукция, «заключающая в скобки» объекты с целью их рассмотрения как имеющих значения.
Вся реальность рассматривается в пределах тех значений и смыслов, которые она имеет для сознания. Истинно то, что мир трансцендирует, то есть превосходит какие-либо пределы, а потому не может быть сведен к сознанию, которое мы имеем об этом мире. Но мир имеет значения и смыслы, которые даруются ему сознанием. Феноменология интересуется, каким образом мир приобретает эти значения и смыслы; что значит трансцендентальность мира и трансцендентальность сознания, субъекта, эго."

"Гуссерль утверждает, что мир, а также человеческое бытие конституируются в трансцендентальной субъективности. Сознание, субъект, эго называются трансцендентальными поскольку рассматриваются в смысл- дарующем отношении к трансцендентальному миру. В сознании конституируются не вещи, а значения и смыслы через которые сознание подразумевает эти вещи. Таким образом, трансцендентальная феноменология есть описание сущностных структур конституирования мира в трансцендентальной субъективности. В более позднем творчестве Гуссерля присутствуют такие темы как временность, интерсубъективность, историчность."

"Феноменологию Хайдеггера в определенном смысле можно определить как герменевтическую. Он рассматривает феноменологию как метод онтологии, учения Бытия о бытии. Хайдеггер говорит о феноменологии человеческого бытия (Dasein). Человеческое бытие или существование таково, что оно понимает свое собственное бытие и одновременно бытие других сущностей. Цель Бытия и Времени Хайдеггера заключается в описании того, как человеческое бытие имеет дело со смыслами своего собственного бытия. Вопрос о смысле бытия раскрывается через человеческое бытие, при котором возможен сам вопрос о смысле. Хайдеггер описывает отношение к самому себе в терминах интерпретации и понимания, что придает его феноменологии герменевтическую и экзистенциальную направленность. Интенциональная жизнь конституирования, образования значений и смыслов связана с практической жизнью, с каждодневным бытием в этом мире. Для человеческого бытия мир является прежде всего сферой практических действий в осуществлении человеческих проектов. Социальный мир, бытие с другими также представляет практический мир, в котором люди отождествляются со своими социальными ролями."

"Феноменология Хайдеггера является герменевтической в том смысле, что она заключается в интерпретации, концептуальном раскрытии человеческого понимания бытия. Бытие есть бытие в мире, оно — не трансцендентальное эго вне мира. Концепция человеческого бытия как бытия в мире представляет попытку преодолеть субъект — объектную дихотомию."

"П. Рикер в своих исследованиях по символизму зла отмечает, что моральный и религиозный опыт людей закодирован в символических терминах и задача философии — их объяснение. Так, он изучает психоанализ Зигмунда Фрейда как герменевтику снов и бессознательного, а также изучает литературный язык (метафоры, повести) и его философские подтексты. Идею Гуссерля о феноменологии как учение о жизненном мире и живом опыте поддерживает французский мыслитель — М. Мерло-Понти. Он также развивает свою феноменологию восприятия или экзистенциальную феноменологию. Одна из его центральных тем — феноменология тела. Восприятие как основная форма человеческого опытам не может быть понято в абстракции от тела. Тело должно быть понято как перво-субъектное живое тело, находящееся в мире и направленное к миру. Согласно Мерло-Понти интенциональность как направленность и как конституирование значений и смыслов не должна быть ограниченна только лишь сферой сознания. Если М. Хайдеггер обнаруживает интенциональность в практическом субъекте человеческих проектов, то Мерло-Понти помещает интенциональность в тело субъекта. Как и Хайдеггер, Мерло-Понти полагает, что восприятие и понимание жизненного мира как мира жизни без его научно-идеологических интерпретаций и объективистских взглядов является основанием для всех высших форм познания и всех концепций реальности."

https://sites.google.com/site/materialyposeminerskijzanatiam/home/—-1


- Котэ - 07-11-2019 20:30

Наброски для семиотики котлет:
обзор и анализ концепта котлеты: что такое котлета? как она выглядит? что такое некотлета? как некотлета выглядит? из чего состоит котлета, а некотлета? как продукты должны быть "по-котлетски" совмещены в общность котлеты? из чего состоит котлета и некотлета?

психосоциальная и культурная роль концепта котлеты и котлета как идеологема: какая идеология прячется в котлете? что значит котлета социуму мясоедов, немясоедов? как котлета может стать медиумом ностальгии? как котлета может опрессировать субъектов?
какая роль индустрии массовой индустрии производства котлет и в каких эта индустрия отношениях с котлетами ручной работы?
что в детской культуре значит котлета? что - во взрослой?

давайте рассмотривать котлету как со стороны субъекта, так и со стороны объекта