Aluarium
О Фольклоре - Версия для печати

+- Aluarium (http://aluarium.net/forum)
+-- Форум: История, этнография и другие гуманитарные науки (/forum-36.html)
+--- Форум: История (/forum-37.html)
+--- Тема: О Фольклоре (/thread-1504.html)



О Фольклоре - Inal - 19-04-2018 20:19

(24-05-2016 21:23)Владимир писал(а):  В России в течение долгого периода, главным образом в советское время, господствовала точка зрения на «Калевалу» как на народный эпос, собирателем которого был «скромный сельский лекарь», «представитель крестьянской среды» и любитель народной поэзии Элиас Лённрот. Иную трактовку «Калевалы» Лённрота высказал замечательный филолог и фольклорист В.Я. Пропп в статье ««Калевала» в свете фольклора», которая была написана в 1949 году, по материалам доклада, с которым ученый собирался выступить в Петрозаводске на конференции, посвященной 100-летнему юбилею финского эпоса. «Современная наука не может стоять на точке зрения отождествления «Калевалы» и народного эпоса. Лённрот не следовал народной традиции, а ломал ее; он нарушал фольклорные законы и нормы и подчинял народный эпос литературным нормам и требованиям своего времени». Эта точка зрения совершенно не вписывалась в рамки официальных установок того времени, поэтому доклад Проппа на конференции не состоялся. Статья была напечатана лишь в 1976 году, и вошла в книгу «Фольклор и действительность».
Есть и иная точка зрения:

Ни одна руна, подчер­кивал Пропп, не пелась в народе так, как они представлены Лённротом. Разъятые, перетасованные, расставленные по разным местам стихи на­родных эпических песен потеряли такж е свою этническую принадлеж­ность. И все ж е нельзя отрицать народности того материала, из которо­го создана «Калевала». Исследователями подсчитано, что 33% стихов не подвергались никакой обработке, даж е грамматической, в 50% стихов Лённрот правил метрику и язык, унифицируя его, 14% стихов не имеют прямых соответствий в народных песнях, но образованы Лённротом из
элементов народной поэзии, и только 3% сочинено самим Лённротом [30].
Но он так мастерски владел поэтикой и техникой народного стихосложе­
ния, что доказать авторство Лённрота можно было только путем специ­
альных разысканий. Позднее собирателям доводилось записывать в
устной традиции точно.такие же стихи, которые были сочинены Лённро­
том, причём влияние печатной «Калевалы» исключалось [31].

У.С. Конкка (Петрозаводск). Путь Лённрота к «Калевале» (К 150-летию «Калевалы») (с.23-35)


RE: О Фольклоре - Владимир - 19-04-2018 22:00

(19-04-2018 20:19)Inal писал(а):  И все ж е нельзя отрицать народности того материала, из которо­го создана «Калевала».
Есть т.з., что «Калевала» является карельским эпосом, а Лённрот просто сделал его понятным для умеющих читать на старофинском церковном языке Агриколы.

(19-04-2018 20:19)Inal писал(а):  33% стихов не подвергались никакой обработке, даж е грамматической
Тоже верно. Первые издания публиковались со словарём, а то зѣло ужъ непонятно было :)


- bvs - 19-04-2018 22:17

Тему "сочинения" эпосов фольклористами очень любят фрики, которые приводят это как пример, что "все ваши "источники" выдуманы учеными в 19-м веке".


RE: О Фольклоре - I. G. - 19-04-2018 23:42

Эпосы на самом деле сочинялись иногда фольклористами из числа национальной интеллигенции.