О Фольклоре - Версия для печати +- Aluarium (http://aluarium.net/forum) +-- Форум: История, этнография и другие гуманитарные науки (/forum-36.html) +--- Форум: История (/forum-37.html) +--- Тема: О Фольклоре (/thread-1504.html) |
О Фольклоре - Inal - 19-04-2018 20:19 (24-05-2016 21:23)Владимир писал(а): В России в течение долгого периода, главным образом в советское время, господствовала точка зрения на «Калевалу» как на народный эпос, собирателем которого был «скромный сельский лекарь», «представитель крестьянской среды» и любитель народной поэзии Элиас Лённрот. Иную трактовку «Калевалы» Лённрота высказал замечательный филолог и фольклорист В.Я. Пропп в статье ««Калевала» в свете фольклора», которая была написана в 1949 году, по материалам доклада, с которым ученый собирался выступить в Петрозаводске на конференции, посвященной 100-летнему юбилею финского эпоса. «Современная наука не может стоять на точке зрения отождествления «Калевалы» и народного эпоса. Лённрот не следовал народной традиции, а ломал ее; он нарушал фольклорные законы и нормы и подчинял народный эпос литературным нормам и требованиям своего времени». Эта точка зрения совершенно не вписывалась в рамки официальных установок того времени, поэтому доклад Проппа на конференции не состоялся. Статья была напечатана лишь в 1976 году, и вошла в книгу «Фольклор и действительность».Есть и иная точка зрения: Ни одна руна, подчеркивал Пропп, не пелась в народе так, как они представлены Лённротом. Разъятые, перетасованные, расставленные по разным местам стихи народных эпических песен потеряли такж е свою этническую принадлежность. И все ж е нельзя отрицать народности того материала, из которого создана «Калевала». Исследователями подсчитано, что 33% стихов не подвергались никакой обработке, даж е грамматической, в 50% стихов Лённрот правил метрику и язык, унифицируя его, 14% стихов не имеют прямых соответствий в народных песнях, но образованы Лённротом из элементов народной поэзии, и только 3% сочинено самим Лённротом [30]. Но он так мастерски владел поэтикой и техникой народного стихосложе ния, что доказать авторство Лённрота можно было только путем специ альных разысканий. Позднее собирателям доводилось записывать в устной традиции точно.такие же стихи, которые были сочинены Лённро том, причём влияние печатной «Калевалы» исключалось [31]. У.С. Конкка (Петрозаводск). Путь Лённрота к «Калевале» (К 150-летию «Калевалы») (с.23-35) RE: О Фольклоре - Владимир - 19-04-2018 22:00 (19-04-2018 20:19)Inal писал(а): И все ж е нельзя отрицать народности того материала, из которого создана «Калевала».Есть т.з., что «Калевала» является карельским эпосом, а Лённрот просто сделал его понятным для умеющих читать на старофинском церковном языке Агриколы. (19-04-2018 20:19)Inal писал(а): 33% стихов не подвергались никакой обработке, даж е грамматическойТоже верно. Первые издания публиковались со словарём, а то зѣло ужъ непонятно было - bvs - 19-04-2018 22:17 Тему "сочинения" эпосов фольклористами очень любят фрики, которые приводят это как пример, что "все ваши "источники" выдуманы учеными в 19-м веке". RE: О Фольклоре - I. G. - 19-04-2018 23:42 Эпосы на самом деле сочинялись иногда фольклористами из числа национальной интеллигенции. |