(17-07-2018 04:32)Gaeilgeóir писал(а): "Народ" - это понятие политическое и отчасти исторически-культурное, с языком оно координирует как мягкое с тёплым.
С. Белых специально уточняет: «народ как этническая единица», т.е. речь идёт не о политической нации, которая возникает уже в новое время и действительно может состоять из нескольких этнически-языковых составляющих (канадцы, бельгийцы, швейцарцы и т.п.).
(17-07-2018 04:32)Gaeilgeóir писал(а): Вся Латинская Америка за исключением Бразили говорит на испанском, но аргентинцы, мексиканцы и чилийцы - несомненные народы, и отнюдь не испанцы.
Именно поэтому любой знаток испанского отличит речь мексиканца, жителя Карибов и аргентинца. Различий там больше, чем между сербским и хорватским. То, что не существует «мексиканского», «венесуэльского», «аргентинского» языка, объясняется традицией и высоким престижем испанской (и шире европейской) культуры.
(17-07-2018 04:32)Gaeilgeóir писал(а): Между "диалектами" карельского и правда есть пропасть, что скорее вопрос о том, являются ли они "диалектами", или это три микроязыка
Различия действительно большие, но они не больше, чем между выруским и островным диалектами эстонского. Однако единый эстонский литязык был создан.
(17-07-2018 04:32)Gaeilgeóir писал(а): Начнём с того, что у хорватов есть 3 языка, чакавский, кайкавский (который ближе к словенскому) и штокавский. Когда было создано объединённое королевство Сербов, хорватов и словенцев на волне панславизма, было принято политическое решение базировать литературный язык хорватов на штокавских диалектах, хотя это было отнюдь не очевидно. Диалект столицы, Загреба, был кайкавский, а не штокавский. Созданный единый литературный язык хорватов и сербов был далее искуственно сближен пересмотром словника, элиминируя наиболее отличающиеся лексемы. То есть мы говорим, не о "незавершённой дивергенции", а об искуственной конвергенции.
Действительно, хорватский сначала был сближен с сербским путём замены чакавско-кайкавской основы на штокавскую, только произошло это в середине 19 в. на конгрессе деятелей сербской и хорватской культуры в Вене (в то время австрийцы продвигали идеи панславизма, с намерением включить в состав империи боснийские и сербские земли, тем более, что в Сербии правили проавстрийские Обреновичи). Но культурно-исторические различия между хорватами и сербами никуда не делась и в королевстве сербов, словенцев и хорватов, и в социалистической Югославии. Поэтому всё закономерно окончилось развалом союзного государства, образования независимых государств сербов и хорватов и началом существования самостоятельных языков. И когда говорят о дивергенции сербскохорватского, обычно имеют в виду именно язык середины 19 в. деятелей объединения (разумеется, включающий более поздние поправки), а не язык 14-15 вв.